За последние три года в киберспорте появилось множество новых дисциплин. Большинство из них представляют новый жанр Battle Royale. О том, какие у него перспективы выйти на лидирующие позиции киберспортивных трансляций, о нюансах освещения и организации турниров, а также почему Quake – лучшая дисциплина для зрителей и комментаторов, специально для c58.ru рассказал Роман «CaspeRRR» Лепёхин.

Что нужно для проведения своего киберспортивного турнира?

Если речь идёт о том, что просто захотелось организовать соревнование, например, у тебя появилось лишних 50 тысяч долларов, ты нашёл ещё спонсоров, которым это всё можно продать, и понимаешь, что всё получится красиво, то просто берёшь и проводишь его. Тебе не нужно ничего. Выбираешь даты, договариваешься с командами и всё.

В Dota 2, например, турниры вне DPC системы не имеют никаких ограничений. В этом отличие от Blizzard, которые делали иначе: для проведения турнира по Hearthstone с призовым более десяти тысяч долларов, если я ничего не путаю, была необходима их лицензия. У Valve таких ограничений нет, что хочешь, то и делаешь.

Но если мы говорим о DPC турнирах, то там все организаторы сбрасывают презентации потенциальных турниров Valve, где рассказывают о том, что они могут сделать, где турнир будет проводиться, какие условия и т.д. В общем всё то, чем они хотят удивить компанию. Valve всё это смотрит и отдаёт потом права тем, кто им понравился.

Операторы платят за лицензии на проведение турниров в рамках DPC?

Нет, такого нет, но есть другие сложности. Например, в договоре прописано, каких спонсоров организаторы турниров привлекать могут, а каких нет. Так в своё время Valve запретили букмекеров на своих турнирах. Это сильно ударило по монетизации, но все смирились и ищут более глобальных спонсоров.

Как сейчас турнирные организаторы монетизируют свои мероприятия?

Всё достаточно просто. Если не уходить в глубины, суть в привлечении максимального количества спонсоров. На это влияет статистика просмотров турнира. Если быть точным, сколько минут суммарно насматривают зрители. Это самый важный параметр, по которому определяется эффективность трансляции турнира.

Следовательно, если кто-то стримит твой турнир у себя, без упоминания этих спонсоров, то количество часов просмотра официальной трансляции будет уменьшаться. Поэтому все студии пытаются договариваться, ибо знают, что если все у всех начнут заимствовать эти просмотры, то у турнирных операторов сильно просядут числа, что повлечёт за собой ухудшение условий спонсорских контрактов. Да и в целом всё будет становиться хуже, будь то организация, локации и что-то другое. Поэтому я не люблю, когда студии друг у друга пытаются подрезать трансляции.

Другое дело, если кто-то считает, что может монетизировать свою трансляцию на другом языке. Тогда он обращается к турнирному оператору, говорит, что хочет освещать турнир на русском. Если тот соглашается, то студия трансляций выплачивает за это определённую сумму денег, после чего получает лицензию. То есть компания становится официальным информационным партнёром данного мероприятия.

Для студии, которая купила права на трансляцию, теперь нужно отбить свои деньги и заработать сверху. Поэтому они сами начинают продавать спонсорские пакеты, занимаются медийкой, собирают людей, чтобы максимально привлечь внимание и так далее.


Какие ещё способы монетизации есть у турнирного оператора?

В случае больших площадок и хорошего подхода можно просто обратиться к обычным видам спорта. Допустим, у нас есть стадион, куда приходят люди, тогда можно будет заработать на билетах, продаже всевозможного мерча и так далее.

Есть ли какие-то дополнительные способы заработка у студий помимо спонсоров?

Нет, тут всё упирается в рекламу и минуты просмотров.

В одном из видео на своём Youtube-канале ты сказал, что цифры трансляций сейчас падают в целом, правда обошёлся без каких-либо деталей. Почему так происходит?Это совокупность факторов. Когда-то киберспорт был на хайпе, у нас была более молодая и вовлечённая аудитория, которая сегодня катает в какую-нибудь условную форточку (Fortnite – ред.). Поэтому там огромные числа. В общем, тенденция в том, что рост киберспортивной аудитории успокоился. Раньше был супербум, сейчас такого нет, числа держатся на плюс-минус одной отметке, а может и даже меньше, потому что всё приелось.

Раньше каждый турнир, каждая игра, каждая карта – это было какое-то событие. Сейчас каждую неделю LAN'ы, где играют одни и те же команды. Ценность сильно потерялась. Сегодня интересно смотреть только мейджоры и The International, потому что там команды выкладываются на максимум. На этих турнирах огромные призовые, DPC очки, благодаря которым можно поехать на TI, где призовые ещё больше, я бы сказал, просто запредельные. Поэтому у главных турниров количество просмотров так заметно не падает, относительно того, что было раньше.

Если рынок перенасыщен турнирными операторами, нет ли смысла прибегнуть к франшизе?

Так этим должен заниматься разработчик. Те же Blizzard и Riot захотели и всё чётко расписали. Но в этом тоже есть свои минусы, потому что меньше вероятность того, что какие-то ноунеймы ворвутся. И я сейчас говорю не только об игроках, но и организаторах, и студиях. При франшизной системе они не смогут сразу ворваться и стать молодцами.

А здесь в Дотке собрал стак, покатал два месяца, через открытые квалы попал на The International и выиграл его. Не знаю, сложно придумать другую такую систему.

В чём плюсы и минусы у франшизной и открытой систем?

Тут, как говорится, из одной крайности в другую. Во франшизной системе круто что? Что есть порядок. Есть регламент, которому все подчиняются. Всё прописано, всё по полочкам. На любой вопрос отвечает сразу же разработчик, он же верховный судья. Нет никаких недопониманий: ты чётко знаешь свои графики, расписание, систему проведения и всё в этом духе. Но при этом есть жёсткие ограничения. В эту систему сложно попасть новичку, так как всё выстроено в иерархии. Только пройдя через все эти круги ада, ты сможешь чего-то добиться.

В абсолютно открытой системе, если говорить о Доте старого образца, когда Valve занимались лишь TI, там главной прелестью было то, что любой может заявить о себе в минимальные сроки. Просто пойти и выиграть TI, играя всего четыре месяца на профессиональной сцене, как Topson.

У Valve сейчас, как мне кажется, более-менее неплохая система. С одной стороны, есть турниры DPC, где Valve контролируют и регламентируют, что турнирные операторы делать могут, а что нет. Наконец-то появился понятный способ того, как попасть на The International. Для команд эта система стала более прозрачной и понятной. С другой стороны, по-прежнему осталось пространство для манёвра третьих лиц. Мы видим кучу турниров каждые выходные, которые не имеют отношения к DPC системе. На них зарабатывают команды, игроки. Все довольны. Эта система близка к оптимальной.

Единственное, Valve не так часто идут на контакт. Они предпочитают, чтобы рынок сам себя регулировал. Какие-то там разборки их не особо волнуют. И пока этот подход оправдан. Если уж совсем какая-то лютая жесть происходит, как с баном Kuku (за расистские высказывания в адрес китайских игроков – ред.), то тогда они могут вмешаться, да и то очень нехотя. Мне пока больше нравится эта полуоткрытая, полуфраншизная система.

Насколько оправдан постоянный нейтралитет Valve?

Порой, как мне кажется, если бы они чуть раньше вмешивались, то и больших конфликтов бы и не было. Опять же, вспоминая бан Kuku, если бы они чуть пораньше сказали: «Всё, ребят, завязывайте. Эти правы, эти нет», то скандал не набрал бы таких лютых оборотов.

Но во всех остальных случаях, как правило, ситуации рассасывались сами. Это их политика. Кому-то нравится, кому-то нет. Я сам не всегда в восторге от неё. Тоже хочется понять мысль тех людей, которые отвечают за экосистему Доты в целом, ведь у них в руках главный рубильник, который они могут в любой момент выключить. Например, прикрыть The International, сказав, что наигрались. При этом они соблюдают полный нейтралитет. Что хотите, то и делайте. Очень необычная позиция, потому что обычно компании стараются контролировать всё, вплоть до мельчайших деталей.

Как эта ситуация может повлиять на будущее киберспорта? Например, в одном из интервью владелец американской команды сказал мне, что предпочитает франшизную систему, так как она даёт гарантии. Соответственно, он может подписать контракт с игроком сразу на несколько лет.С точки зрения бизнеса и ведения дел – да, я согласен с ним. Франшизная система – это надёжность и уверенность в завтрашнем дне. Ты понимаешь, что будет происходить в ближайшие год-два. Я понимаю, что франшиза лучше для бизнеса, и если бы был крутым бизнесменов, то, наверное, сотрудничал бы исключительно с ними.

Но может Valve и не хочет, чтобы это было чем-то большим с точки зрения бизнеса. Просто хотят, чтобы люди, которые любят игры, играли, выигрывали и зарабатывали. У Valve в целом политика такова, что они стараются давать шанс всем. Компания не хочет закрывать всю эту систему. Поэтому они и разрешили всем стримерам на условии некоммерческой трансляции показывать любой турнир, потому что у них конечное право владения продуктом. Что хотят, то и делают с ним. Valve дают каждому шанс попробовать себя в любом амплуа. Я считаю это правильным.

Тогда поговорим о недавних событиях с WePlay. Я сам не сторонник идеи, но давай взглянем на произошедшее под другим углом. Три основные студии освещения в СНГ: Starladder, RuHub и Maicast, детища одних и тех же людей. Первые две начинались с тебя и v1lat’а, третья чисто с него. Весь пул СНГ талантов разошёлся по этим трём студиям. Новые лица есть, но их немного. Тут появились WePlay, которые делают симпатичные турниры, вы даже с ними сотрудничали. Но в какой-то момент, условно, поняли, что дела у них пошли слишком хорошо и решили их поддушить...Понимаю идею, но ведь мы не просто от нечего делать взяли и просто решили на них наехать. Был конкретный прецедент, что они пользовались контентом других студий. И в этом была главная претензия. Они замечательные ребята, и у нас были великолепные отношения ровно до этого случая. Основная моя позиция была в том, что один из официальных участников рынка пользуется тем, что ему не принадлежит. Если бы это сделал кто-то другой, история была бы точно такой же: мы бы устраивали срачи в твиттере и раздували бы всю эту войнушку. Так что тут важен не участник, а именно прецедент.

Правило «транслировать может кто угодно» распространяется и на Counter-Strike?

Мы пытались это выяснить, но каких-то чётких указаний на этот счёт не нашли. Насколько поняли из начального пользовательского соглашения, правила такие же, как и в Dota 2. Просто в Доте это прям вот совсем разрешено, есть конкретный текст, на который можно сослаться и отправить в тот же Twitch, если тебя забанили за нарушение авторских прав, и они тебя разбанят. Хотя, они вообще не должны применять к тебе санкции по данному вопросу. Я не понимаю, как мне прилетел тот бан.

Просто в Counter-Strike не доходило ещё до таких разборок, и поэтому не было повода, чтобы сделать подобные уточнения. Формально в нашей ситуации с WePlay были правы все. Они ничего не нарушали. Суть претензии была в следующем, если они начали транслировать турниры других студий, то потом этим начнут заниматься и другие, как, например, это сделали мы с GodHunt’ом. И если в их ситуации, когда они транслировали ESL, у одного из их сотрудников на трансляции было 500 человек, у другого 100, то в первый день нашего эфира, на официальном стриме их турнира было десять тысяч, а у нас с Витей пять. Мы хотели показать, что будет, если все начнут этим заниматься, что будет падение просмотров, и в проигрыше останутся все.

После данного инцидента, если позовут сотрудничать, пойдёшь?

(Фирменный смех CaspeRRR)
Начнём с того, что я сомневаюсь, что это произойдёт. Я-то не обидчивый, но не все такие, как я. Всё зависит от условий, это же рынок, коммерция. А так, почему бы и нет? Мне же с ними детей не крестить.

Раньше у англоязычных кастеров тоже были студии, сейчас они уходят от этого и больше работают на себя. Нет ли смысла последовать их примеру, чтобы избежать подобных проблем? Ведь рынок бы отрегулировал всё сам. Хорошие стримеры имели бы аудиторию, плохим бы пришлось искать новое поприще.Формально да, там такого распределения уже нет, но внутри тусовки оно осталось. Есть несколько лагерей. Просто у нас это на официальном уровне. Хотя я тоже с момента прошлого TI успел и у Maincast’а сняться, и на RuHub ездил стримить, и с WePlay работал. У остальных примерно такая же ситуация.

К тому же, в отличие от наших зарубежных коллег, у нас студии являются ещё и турнирными операторами. Мы проводим турнир и производим контент. Поэтому очень полезно иметь своих людей, а не постоянно кого-то подписывать. К тому же это выгодно, если у тебя турниры постоянно в разных дисциплинах. У нас, например, Droog и Bafik на PUBG помогают, я могу влететь на Counter-Strike. Именно поэтому организаторы и держат при себе студии. При этом, если кто-то очень нужен, то приглашают и его.

А наши зарубежные коллеги просто ездят на мероприятия и освещают их, они не организуют турниры. В этом наше ключевое отличие.

Ты в начале интервью вскользь упомянул, что люди уходят потихоньку в новые игры. Что думаешь о Battle Royale, которые сейчас на пике популярности?Некибеспортивно, если речь об этом, и несмотрибельно. Весело играть, не весело всё остальное. Это видно по зрителям на трансляциях. Если говорить о цифрах на личных стримах топовых игроков, там всё в порядке. Но это потому что люди смотрят одну сюжетную линию за конкретно одним человеком. Это выглядит, как связная история.

Если же говорить о турнирах, где тьма людей, камер, непонятно, что происходит, постоянно всё обрывается, то это ужас. К тому же рандом. А всё из-за этих зон. На соревновательном уровне же редко мясо вначале. С тем же PUBG, все распределили свои зоны, быстренько или не очень их подлутали, и двигаются себе дальше. Но всё упирается в зону. Если бы игра не была такой рандомной, вероятно бы формат проведения не заключался бы в отыгрыше 15 матчей для определения победителя. Можно было бы по одной игре всё определить.

Что насчёт тех же Bo3 или Bo5 в Dota 2?

Два-три матча для более справедливого определения победителя – это логично. Но, когда вы вынуждены играть по шесть игр в день в течении недели, для того, чтобы определить, кто проходит в плей-офф, это прям совсем неправильно. Это показатель рандомности игры. По крайней мере у нас в профессиональной среде.

С точки зрения комментатора, что тебе ещё не нравится в Battle Royale?

Я уже частично сказал, это рваный сюжет. Когда ты смотришь матч по Dota 2 или Counter-Strike, да любой игре с меньшим количеством действующих лиц, у тебя есть чёткий сценарий того, что будет происходить. Люди пропитываются этой атмосферой, они понимают, что есть команда А и команда В, что между ними сильное напряжение, возможно, какая-то история их противостояния. Матч тоже идёт линейно и понятно. Если в нём и происходят сюрпризы, то это отображается на твоём экране. Ты их практически всегда видишь и кайфуешь.

Если же говорить о Battle Royale, где сто человек, что-то происходит постоянно. Как только ты начинаешь следить за одной командой, она умирает, ты переключаешься на другую. Это убивает линию повествования. Ты только что переживал за одних, а тут раз и уже другие, потом третьи и так далее. От этого страдает атмосферность трансляции.

Как бы ты это исправил?

В идеале сделать 16 стримов для 16 команд с 16 комментаторами, чтобы каждый мог выбрать себе коллектив и переживать за него. Но тогда будет страдать целостность картинки. Это будет самый сердитый и интересный вариант, но сложно выполнимый. Сложно будет найти столько людей и техники, да ещё и красиво скомпоновать это.

Что делать комментаторам, чьи команды погибнут в самом начале?

Ну, что… R.I.P, press F там, все дела. Можно кого-то другого показывать, kill-camera сделать себе.
(Смеётся)

Несмотря на свою нелюбовь к Battle Royale, веришь в Apex Legends в плане киберспорта?

Она вобрала в себя лучшее из всего того, что сейчас есть на рынке. У неё довольно высокая динамика, при этом плавная. Она от первого лица, это очень важно. В теории она может взлететь, но тут всё зависит от разработчика. Но я пока не увидел ничего за этот месяц, кроме того, что они выгребают с неё деньги. Да, они, наверное, чем-то занимаются полезным, но мы этого не видим.

Есть тезис, что зрители устали от Twitch, что им хочется чего-то нового. Главный аргумент заключается в том, что за годы его существования опыт зрителей особо не изменился, они всё также смотрят трансляцию. Согласен ли ты с этим?Мне кажется, что это нужно рассматривать конкретно в каждой игре. Есть игры, которые сами по себе из года в год меняются. В той же Доте патчи постоянно меняют мету, что не даёт тебе заскучать.

Если говорить конкретно о качестве трансляции. Ну, а что ты придумаешь? Футбол, теннис и остальные игры вон сколько лет одно и тоже транслируют. Да, добавляются фишки, повторы, пролёты с камерами, статистика, но это всё, что можно.

Вообще будущее за виртуальной реальностью. Будет круто, когда зритель сидя дома сможет надеть гарнитуру и погрузиться в атмосферу самого турнира, допустим, попасть в Key Arena, где проходит TI. Пройтись там, пообщаться с людьми, которые также сидят в онлайн. А потом прийти на стадион и смотреть игру изнутри. Надеюсь, я доживу до этого.

Смогут ли персональные арены команд это исправить? Например, одно из условий OWL, насколько я знаю, чтобы у команды была своя арена, куда смогут приходить болельщики.Это реально, когда у всех участников рынка много денег. Я, например, в Dota 2 не могу назвать и трёх команд из СНГ, которые могли бы себе это позволить без колоссального ущерба. Одно дело это всё построить, другое – чтобы это функционировало и приносило тебе какие-то деньги.

Опять же нужно рассматривать каждую игру по отдельности. Если Blizzard инвестируют в игру миллионы, продают слоты за десятки миллионов… Я вообще не понимаю, откуда берутся такие числа. По мне, это всё люто раздутая история. Как они собираются отбивать такие средства?

Там есть ещё один момент. Например, победитель прошлого сезона, London Spitfire, состоит полностью из корейцев, а владелец относится к организации Cloud9. Насколько я помню, согласно правилам, арену они должны будут построить в Лондоне. Станут ли англичане ходить на стадион американской команды, состоящей полностью из корейцев, которые базируются в их столице?Конечно, англичане скорее не станут ходить. Да, команда сможет набрать какую-то аудиторию, показывая высокие результаты. Опять же, их лондонские корейцы за них бы топили, в остальном не знаю. Как по мне, было бы правильнее, чтобы был определённый лимит на легионеров, чтобы свои земели сидели и рубились, а ты бы приходил и топил за них.


Последнее время ты много времени проводишь в тусовке квакеров. В частности, с Polosatiy, Cooller и cYpheR. Любовь к Quake у тебя давно, но что тебя привлекает в нём сейчас?Quake – это та игра, которая заставляет моё сердце биться чаще. В нём, как и в Доте, я думаю головой, что очень важно, и использую чуть ли не максимум своих способностей. Это меня и заводит, да и думаю, это то, что заводит многих.

Опять же чувство несправедливости, что игра незаслуженно обделена вниманием в текущем виде, потому что все переключились на Battle Royale. Не знаю, возможно это просто старый ворчун во мне говорит: «А, щеглы! Вот в моё время надо было считать мегу, красную и жёлтую броньки, а вы тут жалуетесь, что вам Mozambique выпал».

Почему Quake Champions настолько обделён вниманием?

Недавно я где-то наткнулся на статью о том, какие эмоции люди испытывают во время игры, да и ради чего они это вообще делают. На первом месте было что-то связанное с весельем. Поэтому сейчас все эти Battle Royal на таком подъёме. Они реально весёлые. Ты сидишь и развлекаешься.

От Quake у меня лишь жопа-боль душераздирающая. Ты не можешь там пожаловаться на раков, ты и есть тот самый рак. Не на кого спихнуть часть своей вины за поражение. Не все любят вызов. Я отношусь к той категории людей, которым важно писькомерство, что сейчас в любой онлайн-игре есть, но для в этом должен быть вызов. Если я захожу в Apex Legends и бегаю, раскидывая людей направо и налево, потому что их там 50, а отбора внятного нет, то я удовольствия от этого не получу.

Поэтому хочется, чтобы Quake снова заиграл. Чтобы проснулись хардкорные люди, которые любят бросать вызов самому себе и другим. Те, кто любят побеждать не только руками, но и головой. А по мне, Quake – очень интеллектуальная игра.

С точки зрения зрителя и комментатора она сегодня актуальна?

Лучшая игра! Я последние турниры смотрел взахлёб. Ко мне приходили друзья, мы жарили шашлычки на заднем дворе, попутно я включил на телике Quake Champions. Они спросили, что это. Я им вкратце объяснил правила, и уже через час они сидели и топили. Им было реально понятно, что происходит на экране. Визуально игра очень легко воспринимается: да, тактические тонкости и наработки будут понятны лишь тем, кто шарит, но крутость рейла в пиксель с флика на 180
градусов и дураку будет понятна. Поэтому для зрителя и комментатора игра идеальна. Она очень проста. Тут не нужно 16 комментаторов для показа происходящего. Лишь один компьютер.