Уроборос – один из древнейших символов человечества: свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. В аналитической психологии архетип уробороса символизирует темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией.
О проблемах Quake Champions было сказано и написано уже достаточно много. Я предлагаю обсудить каждую проблему в отдельности, во взаимосвязи с другими проблемами, а также возможные способы их решения.
Новая часть в серии Quake
Последней успешной частью в серии Quake был Quake III: Arena, выпущенный id Software в 2000 году. Пять лет спустя студия Raven Software представила Quake IV, и этот проект не смог добиться популярности предшественника во многом из-за высоких системных требований и серьёзных изменений геймплея. С 2008 года id Software работала над Quake Live, но, по сути, Quake Live является всё тем же Quake III: Arena, отполированным для сетевых игр.
Запуск открытого бета-тестирования Quake Champions состоялся весной 2017 года. К этому времени жанр дуэльных FPS в целом и серия Quake в частности едва ли были живы. Как говорила Кэролайн, героиня Wolfenstein: The New Order: «Если можно назвать жизнью ходьбу под себя». Следующие десять месяцев тестирования Quake Champions покажут, что у игры есть хорошие возможности. Однако при этом по степени готовности это точно не бета, а, скорее, даже пре-альфа, и очень многое нужно переделывать.
Возрождение серии Quake полуживым проектом – решение сомнительное.
Как окупить то, что не окупится?
Людям, которые работают над проектом, нужно платить зарплату. Да, ещё существуют энтузиасты, которые работают над играми в свободное время, но их мало, и ждать от них проекта уровня Quake не приходится. А ещё издателю было бы неплохо получить прибыль от проекта. Продажи Quake IV были средними: по версии SteamSpy игрой владеет примерно 220 тысяч человек. Пусть ещё столько же людей купили игру на дисках, получаем общий тираж в полмиллиона экземпляров. С Quake Live всё несколько интереснее: игра есть у 2.6 миллионов человек, но и распространялся Quake Live по условно-бесплатной модели.
Quake Champions также распространяется по условно-бесплатной модели: можно играть бесплатно с одним стартовым чемпионом Ranger, можно оформить предзаказ и получить всех чемпионов сразу. Учитывая текущее состояние Quake Champions и неизвестную дату релиза, предположу, что немногие захотят заплатить за игру.
Получается, что проект убыточный, при этом ещё не законченный и поэтому всё ещё требующий новых серьёзных инвестиций.
Высокий порог входа
Ещё один нюанс касательно массовости и популярности: в Quake играют те люди, кто играл в предыдущие игры серии, новых игроков очень мало. Quake сам по себе является сложной игрой, при этом Quake Champions ещё больше усложнили: с введением чемпионов изменился баланс, изменился геймплей. Новых игроков эти нововведения могут просто отпугнуть. Ветераны останутся, но их и так немного. И тут новый нюанс: всем тем, кто зажигал на турнирах по Quake III: Arena, сейчас около 30 лет. Играть для удовольствия вечером едва ли получится, так как есть много других занятий (обязательных и произовльных), играть за деньги – должны быть турниры, а крупных турниров на 2018 год просто не анонсировано! Да, есть лига 125fps, но при всём возможном уважении к организаторам – это крохи.
Хотели дать игре свежести, добавив новые возможности, вместе с этим усложнили ещё больше. Логично, что нужно упрощать, причём упрощать весьма существенно.
Что пошло не так?
У Quake Champions могли быть все шансы на успех при соблюдении двух условий:
1. Игра выходит более оптимизированной и стабильной.
2. Разработчики оперативно собирают обратную связь от сообщества и вносят соответствующие изменения.
Про исчезающие ракеты и зависимость скорострельности от FPS было сказано и написано уже очень много, также много было сказано и написано о стабильности самой игры и лаунчера Bethesda. Все эти проблемы совершенно точно не скажутся положительно на численности аудитории.
Ну, и просто как факт: в конце августа финал дуэлей QuakeCon игрался по игре в стадии бета-тестирования при формате «Лучший из пяти» на четырёх картах. Ну, хоть матчмейкинг, ладдер и рейтинговую систему добавили позже – спасибо и на этом.
Нужно отдать должное разработчикам: они и сейчас прикладывают усилия, чтобы исправить баги, но проблема заключается в том, что багов слишком много. Учитывая концепцию новой игры, решить все проблемы разово и одномоментно точно не получится.
Регулярные правки баланса
Разработчики StarCraft при добавлении новых юнитов вносят изменения в систему баланса, чтобы ни одна из трёх рас не имела подавляющего преимущества над другими.
При добавлении новых чемпионов в Quake Champions также требуется вносить изменения в систему баланса, чтобы ни один чемпион не был имбой. В StarCraft II юниты добавлялись при выходе новой части трилогии, в Quake Champions чемпионы добавляются уже по ходу открытого бета-тестирования. Каждый новый чемпион изменяет баланс уже существующих, нужно пересматривать скорость передвижения, количество здоровья и брони, активные и пассивные способности – и так про кругу. Также возможны правки при добавлении новых карт: кто-то где-то застревает или проваливается.
Чем больше будет новых чемпионов, тем дольше нужно будет тестировать баланс и вносить в него исправления. Критически важно, чтобы изменения баланса не происходили перед крупными турнирами – если крупные турниры будут, кончено.
Что со всем этим делать?
На мой взгляд, нужно выпускать релиз. Дальше тянуть уже некуда: игра в стадии бета-тестирования уже почти год. Тестирование шло весьма шершаво, при этом по бете всё же провели четыре крупных турнира. Выпускать оставшихся чемпионов и карты для каждого режима игры. Собирать обратную связь, править баланс, оптимизировать производительность и повышать стабильность работы большим патчем. Можно сказать, что релиз сырой версии ударит по имиджу серии Quake, но затягивание с тестированием и откладывание релиза могут ударить ещё больше. Если ещё остаются идеи по чемпионам и картам, то нужно выпускать отдельным бонус-паком, что снова чревато правкой баланса новым патчем.
Есть ли у id Software и Bethesda желание и ресурсы серьёзно заниматься Quake Champions? Можно вспомнить поговорку про Сеньку и шапку, но ведь Wolfenstein и DOOM были перезапущены весьма успешно, да и Fallout 4 стал одной из лучших игр 2015 года.
Посмотрим. Надеюсь, ожидание не будет слишком долгим.
аутсорс разработка бич серии. ку4 не будучи самой ужасной игрой но тоже являясь разработкой на аутсорсе провалилась в продажах не в последнюю очередь из-за отсутствия продолжительной поддержки и маркетинга. ситуация повторяется и в qc.