Уроборос – один из древнейших символов человечества: свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. В аналитической психологии архетип уробороса символизирует темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией.

О проблемах Quake Champions было сказано и написано уже достаточно много. Я предлагаю обсудить каждую проблему в отдельности, во взаимосвязи с другими проблемами, а также возможные способы их решения.

Новая часть в серии Quake
Последней успешной частью в серии Quake был Quake III: Arena, выпущенный id Software в 2000 году. Пять лет спустя студия Raven Software представила Quake IV, и этот проект не смог добиться популярности предшественника во многом из-за высоких системных требований и серьёзных изменений геймплея. С 2008 года id Software работала над Quake Live, но, по сути, Quake Live является всё тем же Quake III: Arena, отполированным для сетевых игр.

Запуск открытого бета-тестирования Quake Champions состоялся весной 2017 года. К этому времени жанр дуэльных FPS в целом и серия Quake в частности едва ли были живы. Как говорила Кэролайн, героиня Wolfenstein: The New Order: «Если можно назвать жизнью ходьбу под себя». Следующие десять месяцев тестирования Quake Champions покажут, что у игры есть хорошие возможности. Однако при этом по степени готовности это точно не бета, а, скорее, даже пре-альфа, и очень многое нужно переделывать.

Возрождение серии Quake полуживым проектом – решение сомнительное.

Как окупить то, что не окупится?
Людям, которые работают над проектом, нужно платить зарплату. Да, ещё существуют энтузиасты, которые работают над играми в свободное время, но их мало, и ждать от них проекта уровня Quake не приходится. А ещё издателю было бы неплохо получить прибыль от проекта. Продажи Quake IV были средними: по версии SteamSpy игрой владеет примерно 220 тысяч человек. Пусть ещё столько же людей купили игру на дисках, получаем общий тираж в полмиллиона экземпляров. С Quake Live всё несколько интереснее: игра есть у 2.6 миллионов человек, но и распространялся Quake Live по условно-бесплатной модели.

Quake Champions также распространяется по условно-бесплатной модели: можно играть бесплатно с одним стартовым чемпионом Ranger, можно оформить предзаказ и получить всех чемпионов сразу. Учитывая текущее состояние Quake Champions и неизвестную дату релиза, предположу, что немногие захотят заплатить за игру.

Получается, что проект убыточный, при этом ещё не законченный и поэтому всё ещё требующий новых серьёзных инвестиций.

Высокий порог входа
Ещё один нюанс касательно массовости и популярности: в Quake играют те люди, кто играл в предыдущие игры серии, новых игроков очень мало. Quake сам по себе является сложной игрой, при этом Quake Champions ещё больше усложнили: с введением чемпионов изменился баланс, изменился геймплей. Новых игроков эти нововведения могут просто отпугнуть. Ветераны останутся, но их и так немного. И тут новый нюанс: всем тем, кто зажигал на турнирах по Quake III: Arena, сейчас около 30 лет. Играть для удовольствия вечером едва ли получится, так как есть много других занятий (обязательных и произовльных), играть за деньги – должны быть турниры, а крупных турниров на 2018 год просто не анонсировано! Да, есть лига 125fps, но при всём возможном уважении к организаторам – это крохи.

Хотели дать игре свежести, добавив новые возможности, вместе с этим усложнили ещё больше. Логично, что нужно упрощать, причём упрощать весьма существенно.

Что пошло не так?
У Quake Champions могли быть все шансы на успех при соблюдении двух условий:
1. Игра выходит более оптимизированной и стабильной.
2. Разработчики оперативно собирают обратную связь от сообщества и вносят соответствующие изменения.

Про исчезающие ракеты и зависимость скорострельности от FPS было сказано и написано уже очень много, также много было сказано и написано о стабильности самой игры и лаунчера Bethesda. Все эти проблемы совершенно точно не скажутся положительно на численности аудитории.

Ну, и просто как факт: в конце августа финал дуэлей QuakeCon игрался по игре в стадии бета-тестирования при формате «Лучший из пяти» на четырёх картах. Ну, хоть матчмейкинг, ладдер и рейтинговую систему добавили позже – спасибо и на этом.

Нужно отдать должное разработчикам: они и сейчас прикладывают усилия, чтобы исправить баги, но проблема заключается в том, что багов слишком много. Учитывая концепцию новой игры, решить все проблемы разово и одномоментно точно не получится.

Регулярные правки баланса
Разработчики StarCraft при добавлении новых юнитов вносят изменения в систему баланса, чтобы ни одна из трёх рас не имела подавляющего преимущества над другими.

При добавлении новых чемпионов в Quake Champions также требуется вносить изменения в систему баланса, чтобы ни один чемпион не был имбой. В StarCraft II юниты добавлялись при выходе новой части трилогии, в Quake Champions чемпионы добавляются уже по ходу открытого бета-тестирования. Каждый новый чемпион изменяет баланс уже существующих, нужно пересматривать скорость передвижения, количество здоровья и брони, активные и пассивные способности – и так про кругу. Также возможны правки при добавлении новых карт: кто-то где-то застревает или проваливается.

Чем больше будет новых чемпионов, тем дольше нужно будет тестировать баланс и вносить в него исправления. Критически важно, чтобы изменения баланса не происходили перед крупными турнирами – если крупные турниры будут, кончено.

Что со всем этим делать?
На мой взгляд, нужно выпускать релиз. Дальше тянуть уже некуда: игра в стадии бета-тестирования уже почти год. Тестирование шло весьма шершаво, при этом по бете всё же провели четыре крупных турнира. Выпускать оставшихся чемпионов и карты для каждого режима игры. Собирать обратную связь, править баланс, оптимизировать производительность и повышать стабильность работы большим патчем. Можно сказать, что релиз сырой версии ударит по имиджу серии Quake, но затягивание с тестированием и откладывание релиза могут ударить ещё больше. Если ещё остаются идеи по чемпионам и картам, то нужно выпускать отдельным бонус-паком, что снова чревато правкой баланса новым патчем.

Есть ли у id Software и Bethesda желание и ресурсы серьёзно заниматься Quake Champions? Можно вспомнить поговорку про Сеньку и шапку, но ведь Wolfenstein и DOOM были перезапущены весьма успешно, да и Fallout 4 стал одной из лучших игр 2015 года.

Посмотрим. Надеюсь, ожидание не будет слишком долгим.