Сегодня киберспорт настолько популярная и хайповая тема, что множество издателей в погоне за деньгами называют свои игры новыми киберспортивными дисциплинами. Правда зачастую слова сильно расходятся с реальным положением дел.

Call of Duty – знаменитая серия шутеров, которая многим полюбилась за крутой сюжет, отменный геймплей и мультиплеер. К сожалению, создатели игры не стали по-хорошему заниматься её продвижением на киберспортивном рынке. Из-за этого Call of Duty стала популярной лишь в Америке, да и то лишь среди консольщиков. Да, рынок там получился неслабый: благодаря данной игре появились такие крупные киберспортивные организации как OpTic Gaming и FaZe, которые на сегодняшний момент являются мультигейминговыми. Но что было бы, если бы организаторы занялись бы развитием дисциплины среди любителей ПК, да ещё и по всему миру?

В прошлом году, незадолго до релиза новой версии игры – Blackout, у геймеров со всего мира были огромный надежды на то, что Treyarch (дочерняя компания Activision) наконец-то начнёт продвигать дисциплину по всем фронтам. Стримеры поднимали жуткий хайп вокруг игры, говоря о том, что она станет убийцей PUBG. И всё было похоже на правду. По трейлерам стало понятно, что разработчики выпустят действительно интересный Battle Royal с минимумом багов и огромным потенциалом для киберспорта.

Что же мы получили на выходе? Интересную игру с хорошей графикой и увлекательным геймплеем, да не без мелких багов и с хромающим балансом. При этом Treyarch не стала делать никаких анонсов относительно киберспортивной составляющей игры. Они лишь добавляли новый платный контент, к платной игре. Геймеров это повергло в шок. Reddit пестрил едкими комментариями о цинизме и жадности компании. Главное, что всё было в точку: заплатить ~$60 за игру, а потом ещё и покупать дорогие и однотипные на тот момент скины, было верхом абсурда. При этом, компания не торопилась с выпуском кастомных лобби, что позволило бы игрокам, киберспортивным энтузиастам или организациям самим развивать дисциплину. Да что уж там говорить, прошло уже полгода, а данная фича так и не была реализована в игре.

Конечно, консольщики продолжили играть в CoD, некоторые команды даже подписали себе составы, но какой в этом толк, если единственное, что заботит компанию – прибыль? Само собой, что это ключевой аспект деятельности организации, но чтобы вот так цинично разводить людей на деньги, это форменное безобразие. К тому же, Activision ещё раз показали сколь недальновидные люди работают в компании. Ведь вложи они чуть больше денег и усилий в игру, выхлоп получился бы в разы больше.


Турнир по Call of Duty

Также недостаточно выпустить игру, сказать, что она будет новой киберспортивной дисциплиной, и влить в неё несколько миллионов долларов. Она должна быть актуальной и нравиться геймерам.

Давайте вспомним, что было с Heroes of the Strom. Всё началось с популярности первой Dota. Поскольку это была кастомная карта к Warcraft III Frozen Throne, создателем которой являются Blizzard, то фанаты игры постоянно просили компанию сделать из мода полноценную игру. Казалось бы, что может быть проще? У Blizzard уже был опыт взаимодействия с киберспортом. Starcraft и Warcraft были очень популярными дисциплинами в 2000-х. При этом, когда компания выпускала эти игры, то действовала на свой страх и риск, ведь они могли бы провалиться. Здесь же многочисленные фанаты сами говорили, чего они хотят. Даже если бы Blizzard сделали Dota платной, то это бы не отпугнуло игроков. Однако компания решила проигнорировать все просьбы.

Опомнились они после стремительного роста популярности League of Legends и Dota 2, и тут же решили заскочить в давно ушедший с перрона поезд. В итоге они выпустили Heroes of the Strom, симпатичную MOBA, в которой объединили вселенные своих самых популярных игр. Но механика в ней была сильно на любителя, ведь её невероятно упростили в сравнении с LoL и Dota 2. Несмотря на то, что дикого успеха игра не имела, Blizzard решили сделать из неё киберспортивную дисциплину, вероятно, с расчётом на то, что за деньгами подтянутся и новые игроки.

В какой-то степени им это удалось: на протяжении пары лет проводились турниры, у многих организаций были составы по Heroes of the Strom, но стать соревновательной стратегией первого эшелона игре так и не удалось. В итоге, в конце 2018 года компания приняла внезапное решение. Blizzard, как говорится «без объявления войны», заявила, что прекращает поддержку Heroes of the Strom как киберспортивной дисциплины.

А произошло это из-за того, что разработчики просто не смогли придумать стоящий продукт. Игра, несмотря на её симпатичную графику и геймплей, получилась вторичной с точки зрения киберспорта.


Apex Legends

Но, конечно, наиболее актуальными примерами станут: Fortnite и Apex Legends. Первая – невероятно успешный коммерческий проект. Миллионы игроков, которые принесли разработчикам из Epic Games миллиарды долларов. Успех довольно простой. Игроделы взяли самый популярный на данный момент жанр Battle Royal. По аналогии с League of Legends, сделали мультяшную графику, близкую к аниме. А также добавили разные фишки, например, танцы, которые легко привлекают детей. В 2018 году, Epic Games анонсировали проведение ряда турниров, на которых будут разыграны сто миллионов долларов. Однако это не сделает Fortnite настоящей киберспортивной дисциплиной.

И дело тут не в какой-либо предвзятости, просто на текущий момент ещё ни одна компания не придумала, как сделать Battle Royal интересным для зрителей. Пока смотреть трансляции просто невозможно. Отмечу, что трансляции не равны стримам. К тому же, в Fortnite довольно динамичные боевые сцены с кучей застроек (особая фишка игры, где игроки могут быстро возводить сооружения). Глядя на это просто хочется вырвать себе глаза. Ни о каком удовольствии не может идти и речи.

Apex Legends, которая вышла неделю назад, на сегодняшний момент, пожалуй, имеет наибольший потенциал стать полноценной киберспортивной дисциплиной. Графика игры – приятная, такое качественное фэнтези многим придётся по вкусу. Немаловажно, что у игры приятный темп. Это потенциально облегчит работу обсерверов. И, самое главное, Apex Legends – бесплатна и вышла сразу на всех консолях.

Это позволяет говорить о том, что у разработчиков есть план сделать из неё настоящую киберспортивную дисциплину. Захотят ли они это делать или нет, ровно как и получится у них это или нет, вопрос отдельный. А ответ мы узнаем в ближайшем будущем. Но на сегодняшний момент, несмотря на все свои провалы, EA (издатель игры) используют самую правильную тактику.

Как показала практика, чтобы игра стала успешным киберспортом, игроделам нужно хорошенько постараться. Во-первых, выпустить качественный продукт, и постоянно держать руку на пульсе, выпуская новые обновления. Во-вторых, организации должны иметь чёткую стратегию развития киберспортивной составляющей игры. Всё-таки сейчас навряд ли получится повторить путь Counter-Strike, уж слишком большая конкуренция. И, конечно, создатели должны делать это не только лишь с целью наживы, но и с не меньшим желанием развивать индустрию. Ведь на одной жадности (или альтруизме) далеко не уедешь.