Если в начале двухтысячных фанатам киберспорта приходилось ждать турниры как праздника, то сегодня с этим проблем никаких, каждый день проходят какие-либо отборочные или сами соревнования. Правда в этом есть и минус: от такого насыщенного графика устают не только кибератлеты, но и зрители.

Все турниры на текущий момент можно раздели на две условные системы: франшизную и, давайте назовём её как, свободную. В первом случае организацией турниров занимается издатель игры, который контролирует абсолютно всё, даже контракты между организациями и игроками. При франшизной модели, команды, собирающиеся принять участие в лиге, платят вступительный взнос. В случае с League of Legends слот в североамериканском дивизионе стоил 10 миллионов долларов. В Overwatch League – 20 миллионов долларов, но на сегодняшний день суммы за вступление в лигу варьируются от 30 до 60 миллионов.

Главный плюс франшизной системы – её прозрачность для организаций. В данной схеме издатель игры берёт на себя ряд обязательств, а также делится доходами лиги с её участниками. Такой подход позволяет киберспортивным организациям выстраивать более долгосрочные планы, подписывать двух-трёхлетние контракты с игроками, а также облегчает их взаимодействие со спонсорами.

Во втором случае издатели выдают лицензии на проведение чемпионатов турнирным организаторам. Правда условия бывают очень разные. Если взять, к примеру, Dota 2, то к турнирам серии DPC Valve выставляет ряд определённых условий, в остальных случаях организаторы вольны делать то, что им захочется. Также, один раз в год компания проводит the International, которым полностью занимается сама.


EPICENTER XL

В данной системе главным преимуществом являются призовые. Они существенно выше, чем в чемпионатах франшизной системы. Так, например, призовой фонд the International 2018 составил $25 532 177, в то время как Worlds 2018 разыграли всего лишь $ 6 450 000. Сейчас я не буду рассуждать о том, какой из турниров престижнее. Однако давайте согласимся, что большой призовой фонд лишь только подогревает интерес вокруг турнира. И пусть игроки всегда говорят, что для них главное титул, но я больше чем уверен, деньги там играют не последнюю роль, я не припомню, чтобы хоть один игрок отказался от своих призовых после победы на одном из вышеперечисленных турниров.

К тому же, огромные призовые – это та причина, почему вокруг киберспорта столько хайпа. Давайте будем честны, если бы Valve не провела в 2011 году первый the International с призовым в один миллион долларов, тем самым наделав немало шумихи, то далеко не факт, что киберспорт был бы сейчас настолько популярной темой.

Однако для организаций такая система далеко не самая приятная. Доходы, которые получает издатель от турниров, продажи внутриигровых вещей и т.д., он делит на своё усмотрение, что-то оставляет себе, что уходит в призовой фонд (привет, Valve). Соответственно, единственный способ для организации отбить свои затраты на содержание команды, не считая медийки, спонсоров, – выигрывать турниры. К тому же, нет никаких гарантий, что завтра издатель не закроет игру. Достаточно вспомнить недавний анонс Blizzard о прекращении поддержки Heroes of the Storm как киберспортивной дисциплины.

На сегодняшний день преобладает вторая система, что не удивительно, всё-таки игроделы не альтруисты, их главная задача – заработать денег. Из-за этого количество турниров просто зашкаливает настолько, что командам просто приходится отказываться от многих из них. В 2000-х о таком и представить было нельзя. Да и зрителям начинает приедаться огромное количество матчей.

Также, как я писал раньше, вся эта неразбериха позволяет игрокам часто менять коллективы, создавать миксы, да и в целом довольно небрежно относиться к своим обязательствам, тормозя развитие индустрии.

При этом для того, чтобы исправить ситуацию, не нужно делать чего-то сверхъестественного. Необходимо лишь объединить плюсы двух систем. Во-первых, издателям нужно более тесно взаимодействовать с организациями, в частности, предоставлять им какие-то гарантии. Этого можно достичь с помощью франшизной системы, где команды будут покупать слоты. Подготовку соревнований можно отдать турнирным операторам, но с чётко прописанными условиями. Тир-2 команды за бортом оставлять не стоит. Для них можно сделать небольшую серию турниров, за участие в которых плата не требуется. Это позволит разбавить турнирную сетку. Матчи грандов будут проходить реже и иметь больший вес, при этом в любой момент зрители смогут насладиться матчами в любимой игре.

К тому же, тир-2 команды займутся выращиванием игроков и продажей их впоследствии топовым коллективам. Для того чтобы избежать махинаций, можно просто прописать условие, согласно которому в конце сезона клубы могут совершать сделки по трансферам из тир-2 в тир-1 команду в течение, допустим, 3-х недель после завершения сезона. После этого в течение двух недель тир-2 коллективы могут совершать трансферы лишь между собой.

Чемпионат мира должен стоять особняком. К нему стоит проводить региональные отборочные, в которых смогут принять участие все коллективы без исключения. А призовой фонд пусть формируется как у the International.

Таким образом мы получим профессиональную сцену, которая будет понятна инвесторам. Игрокам достанется удобное расписание, зрителям масса зрелищ, ну а чемпионаты мира с огромными призовыми и абсолютно непредсказуемыми результатами станут, так сказать, вишенкой на торте.