Сложно говорить о киберспортивном сайте, которому без малого два десятка лет, и чья история – это не просто жизнеописание интернет-ресурса, а летопись становления мирового электронного спорта в целом. Портал ESreality помнит всякое, на его веку рождались и умирали десятки сайтов, он видел как Fatal1ty, Cypher, Rapha брали новые киберспортивные высоты, как зажглась звезда Stermy, как постепенно лысел Vo0, как по всему миру появлялись esport-команды, организации, лиги, как некоторые страны признавали электронный спорт официальной дисциплиной. ESreality даже застал перевоплощение StarCraft-игрока  Dilvish'a в президента Федерации компьютерного спорта России Дмитрия Вячеславовича Смита, правда информационную поддержку этому событию не оказывал.

ESreality (в народе ESR) – это своеобразный reddit, только специализирующийся на соревновательной квейк-тематике и с расширенным функционалом. Один из первых электронно-спортивных порталов. Единственные поставщики контента – пользователи. Никакого постоянного штата журналистов и новостников у сайта нет. На первых парах сами создатели активно наполняли ресурс жизнью, делая посты и заметки, но вскоре эта необходимость отпала. Осталась лишь премодерация, позволяющая не замусоривать главную страницу и публиковать по-настоящему интересные вещи. С 2000 по 2002 гг. функционировал под брендом XSreality. Главным мозговым центром и лидером проекта был заядлый игрок в Quake (1, 2, 3 и даже чуток 4) Рой Саджой (aka Sujoy), выпускник Кембриджа и работник банка JP Morgan. Финансовая независимость, коммерческая жилка и одержимость гейм-индустрией которого, позволили ему успешно участвовать в различных проектах, создавать и перепродавать компании, проводить турнирные мероприятия, открывать магазины и участвовать в прочих доходных бизнесах.

Достижения Роя в Quake 3 были также неплохими, он играл за оба состава топовой команды  Clan 9  (шведский и американский), выигрывал британские LAN'ы и отметился 3-м местом на CPL Ground Zero Q3 1x1 (1999) и 1-м местом на BattleTop Universal Challenge Q3 4x4 (2000). Про него регулярно писали в газетах и журналах на родине, называя первым профессиональным геймером страны.

Sujoy – первый профессиональный геймер Великобритании (PC Zone, 2000)

В 2002 году сайт сменил домен XSreality.org и в одночасье превратился в ESreality.com. Перемены обуславливались рядом причин. Во-первых, ресурс перешёл под полное управление Роя Саджоя, поэтому буквы XS (по слухам –  Xenon,  Sujoy) в названии потеряли прежнюю актуальность, во-вторых, не удавалось решить проблему адреса XSreality.com, захваченного шустрым киберсквоттером и, вероятно, требующего неадекватную порцию денежных средств за него. Проще было чуть-чуть сменить название и заново зарегистрироваться в необходимых зонах. Третья причина – в обиходе уверенно крепло слово esport, а поскольку портал имел непосредственное отношение к новому компьютерному увлечению молодёжи, то  литеры ES теперь стали символизировать именно его.

Ренейминг подразумевал выход портала на новый виток в развитии. А куда в таком случае без редизайна? И он не заставил себя долго ждать, стрит-артовский стиль канул в лету, на смену ему пришёл деловой и минималистичный. Цвета сайта «повзрослели», жёлтый перетёк в оранжевый, серый потемнел. Выход из подполья состоялся, но «хулиганскость» при этом никуда не делась. Всё-таки главными творцами оставались пользователи.

Внешний вид ESR до 2002 года и после

Саджой пытался раскрутить ресурс. Сайт обрастал различным функционалом. К колонкам, журналам, статьям и архиву демок добавился раздел «Мувики», с возможностью оценки каждого шедевра по 10-ти бальной шкале. На базе ESR реализовали ставочный сервис с общим рейтингом, который раз в год обнулялся. Расчёты велись в неконвертируемой внутренней электронной валюте (в 2012 году добавился мониторинг стримов, когда они окончательно вошли в моду). 

За годы работы сайт саккумулировал у себя почти всё ку-комьюнити. Люди активно комментировали события и делились интересной информацией, особый шик порталу придавал тот факт, что на нём сидело много профессиональных киберспортсменов, периодически вступающих в разговор с простыми смертными. Пиком популярности ESR можно назвать 2001-2004 гг.

Кстати, изначально курс у сайта был взят на Quake, Counter-Strike, Unreal и StarCraft, но эволюция сделала своё дело, оставив в обойме лишь большой Ку. Шучу, просто главными вдохновителями портала являлись квакеры. Они своими яркими персонами, эксклюзивными новостями, победами в турнирах притягивали родственные души. Изменить вектор не помогла даже перестройка сайта 2002 года, когда кроме 4-х центральных зелёный свет дали для любых игр в принципе. Доминирование квейкa во всех его проявлениях на электронных страницах издания продолжилось. Не исключено, что именно в этом кроется постепенное «остывание» ресурса. Саджой увидел, что проект не стал мультигейминговым, а следовательно не привлёк аудиторию из других игр, и постепенно перестал в него вкладываться и развивать. Чисто экономические мотивы. Рискну предположить, что от закрытия сайт до сих пор оберегают лишь ностальгические воспоминания британца по давним временам. Уж слишком много вложено туда сил, а достойно продать его нынче нельзя.

С падением популярности квейка, тускнел и ESR. И если с 2005 по 2007 гг. худо-бедно присутствовал диковинный Quake 4 с телепортирующимися снарядами, а с 2008 по 2014 гг., переживая второе рождение, тянул лямку Quake Live, то с 2015-го стал отчётливо ощущаться кризис, перешедший в текущее полумёртвое состояние портала. Негативные тенденции просматривались и 10 лет назад.

Опрос: «Когда вы начали посещать ESR?» (2009)

Нельзя сказать, что попыток реанимировать или переосмыслить ресурс не предпринималось. Например, в арсенале сайта у зарегистрированных пользователей есть возможность в профиле выбрать одну из кастомных тем внешнего оформления, переделывающих резиновые оранжево-серые блоки в более симпатичные формации разных оттенков.


Один из вариантов оформления ESR, доступных пользователям

Совсем экстремальные ребята предприняли попытки создать «свой ESreality». Так свет увидели FPS Pulse от  Zoot'a с сотоварищами и PlusForward от  Noctis'a. Первый довольно быстро сдулся, второй работает до сих пор, но гнетущее ощущение пустоты и ненужности царит и там, доказывая, время квейка прошло. Саджой понял это гораздо раньше, Кембридж не прошёл мимо.

Рой продолжает бизнесменить и в наши дни, по-прежнему оставаясь в окологейминговых рядах. Последним местом его обитания значится контора, занимающаяся ставками на киберспорт – Luckbox. Там Саджой занимает директорский пост esport-направления. Как видно, матёрый британец опять находится на гребне игровой волны, делая свою «ставку» на ставки, что в нынешних условиях весьма выгодно. Растут беттинговые платформы, растёт Рой.


Рой Саджой, 43 года, директор по электронному спорту в Luckbox (2018)

Сейчас ESreality находится в упадке, но жизнь в нём всё ещё теплится.  Да, каких-то новых интересных колонок и форумных топиков на сайте почти нет, да, понятие новостей там тоже почти забыто, современная лента пестрит бесконечными анонсами турниров и мувиков, которые почти никому не нужны. Но примечательно, что даже при таких грустных раскладах, там периодически можно прочесть комментарии про Quake объёмом с добрую колонку. Фактически ESR сегодня – это киберспортивный динозавр, чудесным образом выживший после падения астероидов, потепления и прочих катаклизмов всемирной esport-сети. Спешите посмотреть.