Современные технологии и добрая воля руководства id Software уже который год позволяют сторонним разработчикам копаться в старых игровых движках студии, выложенных ныне в открытый доступ. Насколько я помню, сейчас в свободном пользовании находятся id Tech 1-4. Такой технический простор всегда окрылял творческие умы, и мало кто мог устоять перед тем, чтобы не явить миру очередной, свой, правильный (нужное подчеркнуть) квейк. В сегодняшней подборке я попробую вспомнить 6 таких игр, не все из них используют технологию id, но все так или иначе связаны с Quake.

Challenge ProMode Arena (CPMA, Promode)

Самая старинная quake-поделка из представленного списка, вышедшая практически с Quake 3 и являющаяся его модификацией. Даёт пользователям большие возможности для кастомизации интерфейса и прочих настроек, изначально ориентировалась на Quake World физику, но позже стала поддерживать и оригинальный геймплей. Бесплатна (правда, необходимо иметь Quake 3). Текущий онлайн невелик. Поддерживается разработчиками до сих пор, хоть обновления и редки. Одним из создателей является наш соотечественник –  Qrealka. Из этого мода в большой Quake пришли такие люди, как  Vo0,  Czm,  ZeRo4,  Daler и т.д. 

Гранд-финал турнира Shivers CPMA Open Cup 2008,  Vo0 против  Jon4thaN (1-я карта, cpm22):

 

Xonotic

Бесплатный шутер, пропитанный духом игр Quake и Unreal Tournament, созданный на движке DarkPlaces (собственная шестилетняя разработка на базе id Tech 3). Вышел в 2010 году, поэтому по графике представляет собой что-то среднее между Quake Live и Quake 4. В Xonotic есть и оригинальные карты, и «переделки» популярных арен разных стрелялок. Сообщество у игры маленькое. Из более-менее известных людей там засветился лишь  ZeRoQL, да и то потому, что был пойман на читах в Quake Live.

 ZeRoQL Highlights #1 (World Cup Series Major #2):

 

Warsow

Ещё один «умирающий динозавр» с открытым исходным кодом в духе Quake, созданный на базе QFusion (переработанный id Tech 2 до уровня, превосходящего id Tech 3). Отличительной особенностью от предыдущих экспонатов является мультяшная графика и обилие игровых режимов, в число которых попал даже «некошерный» Bomb & Defuse, повторяющий геймплей Counter-Strike. Ну, об аналогах CTF, Defrag, Clan Arena, Instagib и говорить не стоит, естественно, они в комплекте. В игре есть масса дополнительных движений: рывок, скольжение, прыжок от стены, двойной прыжок. Онлайн также мал, как и у вышеописанных собратьев. Особых перспектив развития нет, последнее обновление датируется 2017 годом.

Warsow-матч в Bomb & Defuse:

 

Reflex Arena

Это краудфандинговое детище Turbo Pixel Studios вышло в 2014 г., а в 2017 г. даже доползло до Steam'a, где сейчас благополучно и обитает, предлагая за 250 рублей попытать счастья найти матч в онлайне из 0-20 человек. А ведь начало было неплохим: современная графика, обещавшая невиданные красоты старых добрых арен, прекрасная система частиц, кастомизация всего и т.д., и т.п. Проблема в том, что продукт оставался клоном CPMA с поправкой на современные технологии. Очередной промод не был никому нужен, поэтому необходимых $360 000 (на Кикстартере) создателям собрать не удалось, а на $81 000 шибко разгуляться не удалось. Вот и пришлось выпустить полуфабрикат без красивых текстур, с «квадратными» картами. Очень красивый, современный, но мёртвый проект.

Трейлер Reflex Arena:

 

Diabotical

Последним в наборе идёт игра от GD Studio, которую возглавляет бунтарь  2GD – quake-игрок, dota-комментатор и просто массовик-затейник. Шутер находится в разработке и пока недоступен широким массам, но из периодических демонстрационных стримов видно, что игруха интересная, с мультяшным дизайном, богатым и продуманным арсеналом и внушительными возможностями для моддинга. Одни яйцевидные персонажи, заготовленные под рескин и ремодел, чего стоят. Обещаны и внутриигровая статистика, и демки, и удобство для стримеров и зрителей, и наглядный мап-эдитор. Ряд любителей кваки, разочаровавшиеся в Quake Champions, связывают надежды именно с Diabotical. Выход намечен на 2019 г.

 2GD показывает и рассказывает про Diabotical:

У всех игр и модов показанных и описанных в этой статье присутствую два одинаковык камня преткновения, ставящих под вопрос дальнейшее радужное существование продукта. Первый – все игры в большей или меньшей степени повторяют Quake 3. Второй – у создателей нет и скорее всего не будет финансовой опоры для активного продвижения своих творений в массы. С учётом многократно доказанной непопулярности Quake 3 сегодня у рядовых игроков, в будущее, например, Diabotical верится с трудом.

P.S.: В данный список просится продолжатель quake-традиции игра от Valve Team Fortress 2, но я решил не включать её. Всё-таки она из другой весовой категории по многим параметрам.