«Портал о рекламе, маркетинге, бизнесе, креативе и PR» опубликовал подборку мнений известных в узких кругах личностей, которые попытались сформулировать характерные отличия российского киберспорта от общемирового.

Лина Комкова, генеральный директор  Winstrike Agency, выделила следующие краеугольные камни:
– Ограниченное число реально популярных дисциплин.
– Рынок всё ещё не сформирован и слаб, следствием этого становится краткосрочность планирования.
– Большое количество букмекеров среди спонсоров и рекламодателей на рынке.
– Большое число mid-level турниров также можно отнести к особенности рынка.

С двумя первыми пунктами хочется поспорить. Популярных дисциплин в других странах тоже мало, они могут быть иными (не Dota 2 и CS:GO, как в России), но их число сопоставимо невелико. Рынок esport'a за рубежом недалеко ушёл. Да, там почаще и пободрее крупные конторы инвестируют в электронные соревнования и команды, и что? Просто они на пол корпуса нас опережают. 

Точнее оказался Александр Сафронов, директор по стратегическому планированию АДВ Диджитал, который ясно выделил опорные точки и пояснил их, хотя по сути он указал на недостатки отечественного киберспорта, а не на особенности:

– Маркетинг. Россия в этом смысле пока находится в начале пути, в то время как некоторые рынки (США, Европа, Азия) уже значительно продвинулись в направлении к стабильной доле киберспорта в маркетинговых миксах.
– Аудитория.  Остаётся молодой… и… только формируется. Этот факт означает необходимость моментально реагировать на любые изменения в требованиях аудитории.
– Инфраструктура. Отсутствие специальных киберспортивных площадок для проведения мероприятий несколько ограничивает возможности маркетинговых интеграций в турниры.
– Прозрачность. Россия имеет высочайший уровень требований к прозрачности размещений, который распространяется и на киберспортивные активации.

Здесь вопросы вызывают последние два пункта. Киберспортивные площадки сейчас открываются чаще, чем рты у хейтеров  Lil'a. Те же  Winstraike анонсировали кучу игровых зон в кинотеатрах. С прозрачностью вопрос решается, киберспорт признан официально, самый крупный игрок на рынке – Mail.ru Group, а следовательно он больше всех заинтересован в транспорентности своей деятельности, будучи компанией федерального уровня.

В итоге сложно переварить слова экспертов, потому что «общий аршин», предлагаемый ими, не убеждает. Остаётся верить, как говаривал старик Тютчев, что всё будет хорошо, и добрые дяденьки победят злых.