Недавно прошла очередная Quake Open League по Quake Champions, но мало кто знает, что существует и европейская дуэльная лига по Quake 2 (EDL #17).  Там сейчас вовсю играется плей-офф, и поскольку Россия там тоже представлена, мы решили поинтересоваться, чем дышит современное Q2-сообщество. Дать исчерпывающую информацию по всем нашим вопросам согласился полуфиналист высшего дивизиона текущей EDL  St1gmata. Его ответы получились очень подробными и глубокими, поэтому каждый, кто дочитает интервью до конца, будет в состоянии поддерживать непринуждённую беседу с любым человеком Q2-сцены. Если вы готовы, мы начинаем погружение в современный соревновательный и эпичный Quake 2!

Как прошла групповая стадия EDL #17? Насколько сейчас велика конкуренция в Quake 2?
Если говорить в общем и целом, то групповая стадия, несмотря на то, что наше комьюнити на сегодняшний день не столь многочисленно, прошла активно со стороны участников лиги, админов и зрителей. Как говориться, нас мало, но мы в тельняшках =). В этом году игроков из России оказалось больше, чем представителей остальных стран, участвующих в турнире. В списке «Div 1» мы увидели таких известных ребят, как  detuna (Москва),  AlexJ (Ижевск),  Rpg (Ярославль) – все эти парни на сегодняшний день самые топовые из более-менее активных дуэлянтов в Quake 2 от РФ.

В других дивизионах, на полях бескомпромиссных побоищ, к ним присоединились:  pr0to,  VERSACE (очень крепкий игрок с Дальнего Востока),  dangermk23 (Санкт-Петербург),  kabysdoh (в наших кругах известный, как самый уважаемый и долгодействующий хэдадмин Quake 2 всея Руси из Санкт-Петербурга),  RASE (крепкий середняк из Смоленска),  backfire,  skater. Последние два бойца, к сожалению, мне близко не знакомы, но я достаточно регулярно вижу их на серверах playground.ru, кроме этого, они с завидным постоянством регистрируются на EDL. Вместе с перечисленными игроками нашу страну представляю и я, ваш покорный слуга –  St1gmata aka st1gy (Москва) =)

Как видите, несмотря на небольшое количество (по современным меркам) участников, география нашей страны представлена достаточно обширно. Ребята, от меня лично всем вам огромный респект за то, что принимаете участие в турнире. Желаю удачи на стадии плей-офф. Да прибудет с вами сила! =)

Что касается представителей других стран, то в списке участников EDL присутствуют достаточно известные и даже легендарные имена:  Sol (Украина),  norman (один из топовых игроков современного Quake 2, входящий в сегодняшнюю немногочисленную элиту),  zyga,  roon,  The General,  rychu.  Порадовал своим участием в лиге крепкий орешек из Сербии под ником  Keizer,  он, кстати, прошёл в плей-офф. Этот неуступчивый и вязкий парень, хоть и не всегда стабильный, но обладающий хорошим аимом, имеет большой опыт турнирных и practice-игр против сильнейших дуэлянтов нашего времени, что безусловно отражается на качестве его игры.

Особое место в списке участников занимают известные шведские топ-игроки, завсегдатаи всех турниров EDL последних лет, однозначно входящие в элиту Quake 2. Речь идёт о  Purri и  IsBjorn. Про  Purri я напишу немного ниже. Что касается   IsBjorn, то этот скандинавский викинг, оказывает невероятное давление своей нестандартной тактикой и поведением на карте. Зачастую он бывает непредсказуем, что откладывает отпечаток и на игру его соперников, у них возникает некоторая нервозность и расфокусировка, со всеми вытекающими последствиями. Очень сбалансированный, практически всегда показывает креативную и умную игру, обладающий одним из самых злых и испепеляющих чейнганов в истории Quake 2, а также топовой стрельбой из SSG (Super Shotgun) и Railgun'a. Впрочем, набор его скальпов в лигах EDL говорит сам за себя. Кстати, незадолго до начала евролиги Роббан сломал руку, но вроде бы успел воcстановиться к старту. Можно сказать, что   IsBjorn – это «новое» поколение топ-игроков. Он достаточно долго и и успешно бился с самыми сильными оппонентами на разных соревнованиях. Несколько лет назад мы периодически практиковали с ним дуэли, тогда для меня победа над ним была достаточно редким явлением =).

На LAN'е в Санкт-Петербурге (2012): Hide, detuna, Aid

В этом сезоне, на удивление многим, все матчи групповой стадии отыграл известный олдскул игрок из Англии –  myrmidon. Обычно такого не происходит, после первых проигрышей он покидает турнир, аргументируя это отсутствием достойной оппозиции. Вообще, он очень любопытный персонаж, который не даёт соскучиться комьюнити, время от времени пытаясь перевернуть всё с ног на голову. Порой он занимается этим с таким остервенением, что его поведение становится похожим на паранойю =).   myrmidon известен среди игроков своей фанатичной преданностью карте The Edge (q2dm1). Он считает, что это единственная достойная карта, и что Quake 2 отлично бы существовал без всех остальных арен. Ребята периодически подшучивают над ним, говоря «The Edge has you», проводя параллели с «The Matrix». Иногда я ловлю себя на мысли, что это может быть правдой =).

Должен заметить, что на групповой стадии 17-го сезона было проведено большинство игр, хотя не обошлось и без начисленных по «walkover» (w/o) очков, когда один из игроков не являлся на матч. Практика, к сожалению, для EDL привычная, поэтому в этом году админы лиги  Ceba и  Claire с недисциплинированными игроками церемониться не стали и засчитывали победные очки в актив их соперников, что на мой взгляд совершенно обоснованно. От себя могу сказать, мне, как человеку до мозга костей любящего и преданного Quake 2, уважающего игру и окружающее её сообщество, искренне жаль, что некоторые ребята относятся так безответственно к данному вопросу. Разумеется, для кого-то из них, данный факт является результатом сложившихся обстоятельств в реальной жизни, ведь Q2-игроки в подавляющем своём большинстве люди взрослые, трудящиеся, семейные – в общем занятые, а следовательно ограниченные в свободном для игр времени. Я стараюсь относиться к подобным ситуациям с пониманием, ни в коем случае не упрекаю и ни в чём не виню игроков. Лично для себя считаю знаком уважения к админам лиги и сопернику в двух словах сообщить в комментариях к игре о невозможности провести матч. Свою точку зрения, конечно, никому не навязываю =).

Справедливости ради стоит отметить, что часть игроков не смогли биться с соперниками по причине большой разницы во времени, так как в лиге участвуют люди не только из России и Европы, но и из США.

В этом сезоне ребята из России местами показали очень достойную игру против сильнейших соперников из Европы во всех трёх дивизионах. Представители Старого Света, особенно это касается скандинавских стран и Польши, традиционно были и остаются сильнейшими игроками Quake 2. В некоторых схватках игроки порадовали зрителей интересными и напряженными противостояниями. Не обошлось без зрелищных моментов и красивых фрагов, а также неожиданных для многих результатов. Настолько неожиданных, что упомянутый мной ранее  myrmidon после одного из проигрышей поспешил бездоказательно обвинить меня в применении «нечто странного» (в оригинале «something odd»), впоследствии назвав это читами. В нашем комьюнити, это далеко не первый безосновательный саботаж в адрес игроков со стороны  myrmidon'а. В том числе и по этой причине к его мнению многие (но не все) отнеслись с определённой долей иронии =). Боец на протяжении многих лет прослыл человеком крайне эмоциональным, вспыльчивым, местами неуравновешенным и нередко голословным. Большая часть людей относится к его инициативам по меньшей мере с настороженностью, но чего у парня не отнять, так это способность изрядно подлить бензинчику на медленно затухающие угли интереса сообщества к одному из лучших соревновательных шутеров в истории. Впрочем, за эту способность, своеобразную харизму, преданность и настоящую любовь к игре (по моему скромному мнению), к Питу (настоящее имя игрока) практически невозможно относиться равнодушно или по-серьёзному негативно.

Что касается заявленных обвинений, то по этому поводу самые разные игроки и админы устроили «разбор полётов» с различными мнениями, домыслами и предположениями, которых бы хватило на целый опус =). Нужно сказать, что для сообщества игры, которой недавно исполнился 21 год, такая эмоциональная активность людей – событие достаточно экстраординарное и непривычное. Проанализировав демки, изучив конфиги и настройки Quake 2, сделав видеозахват демки с отображением скорости передвижения модельки, использование speedhack выявлено не было. И не будет, так как никакие читы мной никогда не использовались и использоваться не будут.

Возвращаясь к вопросу об участниках лиги, точнее о потенциальных участниках. Лично я был бы очень рад, если бы на EDL заявилось как можно больше игроков. Знаю, что многие достойные игроки периодически поигрывают на playground'e и евро-серверах. Хотелось бы видеть на турнирах  Blaizz'a (Андрей, тебе большой привет),  wst,  ivers,  Damiah,  LitRium,  XOPPOP,  David,  kinex,  thuGGee,  K1ru,  Aid,  Hide,  RAV,  k0ndrat,  opt1mus,  ceLer,  basik, а также наших ребят с Дальнего Востока:  Runor,  Xman,  Smallwood и многих многих других. Конечно, для игроков с Дальнего Востока участие в данной лиге предполагает спартанские условия, учитывая их географическое положение. Несмотря на все эти нюансы, ребята там действительно очень неплохо играют, я испытал это на собственной шкуре во время тренировочных и фан-игр =). В общем, я сторонник того, чтобы в лиге играло как можно больше народу, жаль что только моего желания для этого недостаточно =).

Мне известно, что большая часть ребят забросили Quake 2 и перешли на Quake Champions, PUBG или другие шутеры. Что касается меня, то ни одна из перечисленных игр меня пока не зацепила. Я часто смотрю стримы по QC, в том числе на канале cyberfight, и это достаточно увлекательно, особенно с комментариями  Polosatiy и/или  Base, но играть не тянет.  

В какой форме  Purri, изменился ли его скилл с годами? Что произошло с ним в прошлом сезоне, и почему EDL #16 остался незавершённым?
Мне сложно объективно судить о его форме. За последние пару месяцев мы сыграли с ним несколько дуэлей, не считая нашего матча в EDL. Я полагаю, что те игры он мог бы сыграть лучше, но что то ему помешало это сделать. На мой взгляд, строить выводы на домыслах – дело неблагодарное, да и, честно говоря, у меня нет никаких мыслей на этот счёт, которыми можно было поделиться с тобой и вашими читателями. Что касается других наших игр, то по настроению это были игры между 4fun и practice. Если я не ошибаюсь, из трёх или четырёх карт Микаэль выиграл у меня одну. Я смотрел его игры с  norman, и мне показалось, что он в неплохой форме. 

Групповая стадия EDL #17,  St1gmata против  Purri (карта – koldduel1):


Теперь про EDL #16… Я сам окончательно не понял, почему мы не доиграли прошлый сезон (Прим. ред. – St1gy гарантировал себе топ-4, но организаторы «заморозили» чемпионат). Насколько я знаю, одной из причин было как раз длительное отсутствие  Purri, и админы либо прозевали этот момент и не стали заканчивать лигу, либо были/есть иные причины. Если причиной было отсутствие легенды, то моё личное мнение – так поступать с другими игроками недопустимо.

Я несколько раз писал Микаэлю в директ в Discord'е с вопросом о его дальнейших планах касаемо EDL, но ответа так и не получил. Слышал, что у него есть некоторые трудности в реальной жизни, но не подтвердить, не опровергнуть фактами этого не могу. Я ничего не имею против поведения  Purri в той ситуации. Мы знаем, что он человек ответственный и открытый для диалога. В любом случае данный вопрос можно было решить без его участия. Некоторое время спустя я уже сам погряз в личных делах, поэтому не стал разбираться в вопросе. Мы с  ivers'ом были готовы продолжать турнир, но  Claire и (или)  Ceba спустили всё на тормозах. Несколько дней назад я предлагал в Discord'е доиграть 16-й сезон параллельно с текущим. Ответа вроде бы не было, но я могу ошибаться. 

Хотел бы добавить несколько слов о моём отношении к  Purri, значении его вклада в наше сообщество, и моё личное понимание игры, видение того, как развивались события вокруг этого человека в рамках Q2-окружения. Микаэль неоспоримо является легендарной личностью в мире Quake 2. За свою многолетнюю карьеру он завоевал всевозможные титулы, собрал скальпы сильнейших соперников в жесточайших битвах, выиграл самые главные турниры в Quake 2. Его игры много лет притягивали взоры любителей зрелищных и эффектных дуэльных поединков. Он уничтожал соперников безупречным аимом, приправленным бешеной динамикой передвижений по карте, а его острый ум, зачастую заставлял соперников впасть в ступор, потому что этот прирожденный кибер-убийца умел удивлять нестандартными тактическими решениями. Когда он дрался с лучшими из лучших, фанатам Quake 2 было невозможно оторваться от экранов мониторов. Вспомнить хотя бы его многочисленные принципиальные войны с финским топовым игроком  Damiah'ом. Кстати, любой желающий может найти записи их битв на Youtube.

Финал EDL #15,  Purri против  Damiah (omf, q2rdm2, ztn2dm2):

Одно время этим ребятам не было равных среди сильнейших воинов. Словно спущенные с шипованных удавок питбули, исполосованные глубокими шрамами от ранений полученных в прошлых битвах, они рвали своих соперников, пока не оказывались друг перед другом с орудием уничтожения наперевес. На инстинктивном уровне скандинавы были готовы наказывать своего главного соперника за малейшую ошибку, впрочем так оно и происходило. Зачастую нервное напряжение на аренах во время поединков лучших игроков было настолько концентрированным, что даже пузырёк корвалола вприкуску с валидолом, казалось бы безотказное средство проверенное годами, не давали ощущения спокойствия спектаторам. Это было время (~2004-2012 гг.) эпических сражений, незабываемых эмоций и великих побед. Время ренессанса великой игры, которая до сих пор является таковой для некоторых из нас. 

В какой то период казалось, что трон самого великого игрока нашего времени по Quake 2 навсегда занял непобедимый викинг, который освободит по праву принадлежащий ему престол только по собственной воле, уйдя в пустоту забвения, а не в результате проигрыша. Шло время… Словно безмолвный и терпеливый убийца, оно преследовало по пятам, когда-то лучших из лучших воинов, неизбежно настигая тех, кто относился к нему пренебрежительно. Кто-то просто пропадал бесследно, кого-то оно изощрённо наказывало руками молодых охотников за головами, жаждущих крови и истребляющих всё на своем пути. Многие пытались свергнуть  Purri с трона, увешанного черепами, поверженных им соперников. Некоторые даже давали достойный бой, но в итоге всё равно были биты безжалостным и мастеровитым ветераном, а их череп пополнял и без того богатую коллекцию.  

Продолжалось это доминирование настолько долго, что мало кто верил в смену власти. Но однажды, на арену вышел юный (на тот момент ему было 18 лет), талантливый и дерзкий игрок с инстинктом убийцы, называвший себя  David. Этот мальчишка с самого начала своего пути в Quake 2, бился в самых жёстких конкурентных условиях в составе клана  V3. К моменту, когда  David решил попробовать себя в дуэльных мясорубках на соревновательном уровне, он уже имел солидный опыт сражений против лучших тимплейщиков планеты. Кроме прочего, поляк был одарённым учеником своего товарища по команде, одного из самых скилловых игроков за всю историю Quake 2, игравшим под никнеймом  pepek. 

Его подготовка была на высочайшем уровне, рефлексы и реакция отточены практически до совершенства, а беспрерывная жажда крови не оставляла соперникам никаких шансов на выживание. В первом своём турнире (EDL #9)  David дошёл до суперфинала, где в плотной борьбе уступил  Purri со счётом 3-2 по картам. По дороге к последнему матчу юное дарование налегке разобрался со всеми своими соперниками, в числе которых были:  wst,  DM,  Assassin и другие. Довольно неплохо для дебютанта. В следующем сезоне (EDL #10) польский игрок победоносно провёл весь турнир, где в финале, а затем в суперфинале одолел правящего долгие годы тирана из Швеции.

К чему я это… Как бы там не было,  Purri на протяжении многих лет эпическими битвами с лучшими из лучших вытачивал своё наследие в граните истории Quake 2, орудуя алмазными резцами высочайшего мастерства. 

Как обстоят дела с Quake 2 в России сейчас? Есть ли движуха в онлайне, LAN'ы?
Вся активность (относительная по современным меркам) на Q2-RU-сцене, в основном происходит в онлайне. Преимущественно народ играет в режимы TDM (2x2, 3x3, 4x4), Free For All и Duel и в основном на серверах playground.ru. В дневное время суток на FFA-сервере практически всегда есть с кем повоевать. При желании там же можно попробовать найти соперников для сражений в TDM или Duel. В отличие от Quake Champions, процесс подключения к серверу занимает пару секунд. Помимо списка серверов, который можно задать вручную в конфигах, в клиенте игры есть простой и удобный Server Browser для Quake 2. Там легко посмотреть на каких серверах присутствует народ, скопировать ip и через консоль в игре присоединиться к серверу. Присутствуют несколько фильтров для поиска, которыми легко пользоваться. Так же есть сервера, где выясняют отношения несколько наших бойцов с Дальнего Востока. Практически ежедневно народ поигрывает на них. Самыми востребованными из известных являются «Quake 2 – Khabarovsk [TP]» и «Quake 2 – Novosibirsk [TP]». NSK сервер был и остаётся идеальным решением для заруб между игроками с Дальнего Востока и центрального региона России. Местные ребята обладают достойным скиллом и играют на достаточно высоком уровне. Впрочем, я уже писал об этом выше =).

На LAN'е в Санкт-Петербурге (2012): ceLer, opt1mus (по центру), basik (справа)

Периодически проходят баталии и на некоторых европейских серверах, преимущественно польских и немецких, реже на голландских, шведских и эстонских. Играют в основном TDM и Duel. Так как я предпочитаю играть дуэли, то с поиском скиллового соперника бывает непросто. Проще найти оппонента в Discord или Telegram и договориться о том, где в максимально равных условиях можно подраться. Всё достаточно просто, ненавязчиво и доступно. 

Если говорить о Quake 2 за пределами евразийского континента, то тут можно отметить относительно стабильную активность на Северо-Американских, Бразильских и даже Чилийских серверах. По понятным причинам играют на них в основном местные ребята. Из Москвы значения пинга на упомянутых серверах составляют 150-350 мс. Для большинства игроков такие условия неприемлемы. Я временами захожу к ним в гости поиграть на высоких пингах с американцами. Порой действие разворачивается очень увлекательное и развлекательное =). 

Сравнивать количество играющих или стримящих игроков в Quake 2 с популярными современными играми, конечно, бессмысленно. Это игра, имеющая старых и преданных фанатов, некоторые из которых до сих пор показывают топ-уровень «золотого века» Quake 2. Лично меня это сильно радует и греет душу. Если бы ещё «из стареньких» народ заглядывал, о большем и мечтать не приходилось. О причинах и следствиях популярности можно говорить много, но есть ли в этом смысл? Каждому времени свои герои и свои шедевры. Популярность и востребованность современных игровых проектов – тема, на мой взгляд, требующая особого внимания и времени, поэтому предлагаю оставить её вне рамок данного интервью.

Что касается LAN'ов, то у нас с этим на данный момент тихо. Я успел застать два крайних LAN'а в Санкт-Петербурге. Незабываемо провёл время в компании замечательных людей, часть которых – давние друзья и товарищи. Ребята оказались вполне адекватными, позитивными и душевными. Питер принимал очень гостеприимно. Лично я получил много положительных и незабываемых эмоций от этих мероприятий. Один из турниров посетили ребята с Украины ( Sol,  Blaizz) и Эстонии ( Hide). Но большую часть участников представляли игроки из разных городов России (Пермь, Ярославль, Смоленск, Москва, Санкт-Петербург, ребята, извините, если кого забыл упомянуть). Принимающая сторона отлично справилась с организационными вопросами, за что им особенное уважение. Кстати, стрим предпоследнего LAN'а в Петербурге смотрело приличное (относительно конечно) количество человек. Число точно не скажу, но помню, что мы искренне удивились заинтересованности людей к подобному мероприятию, учитывая, что речь идет о LAN'е посвящённого игре, вышедшей почти 20 лет назад. 

Стоит отметить, что я позже остальных влился в авангард российского Quake 2, поэтому «золотые» времена LAN-турниров не застал. Если я правильно помню, до нашей первой поездки в Петербург ребята организовывали LAN-турниры в Смоленске, Туле и Москве. Думаю, при желании можно найти информацию об этих турнирах в архивах профильных Q2-ресурсов. 

Московский Quake 2 LAN, клуб Flashback-1 (2008)

Участники сообщества инициировали и организовывали LAN'ы через форум главного Quake 2 ресурса России, который и сегодня существует и функционирует практически в первозданном виде. Если кому-то будет интересно ознакомиться, находится он по адресу quake2.com.ru. На сегодняшний день на форуме достаточно спокойно, но время от времени его участники подают признаки жизни. Недавно были созданы Telegram и Discord-каналы Quake 2 сообщества. Именно там сегодня и происходит основная часть коммуникаций неравнодушных к любимой игре людей. 

Когда появляются свободные минутки, мою «светлую» голову посещают мысли организовать экспериментальный онлайн-турнир для самый преданных фанатов и любителей Quake 2, длительностью 1-2 дня и с небольшим призовым фондом. Пока это всё на стадии осмысления. Хочется понимать, нужно это кому-то кроме меня или нет? =) В одиночку я подобный турнир организовать не смогу, из-за отсутствия практического опыта в проведении подобных мероприятий. Если кто-то заинтересуется моей инициативой, изъявит желание и будет готов оказать помощь в подготовке и проведении такого турнира (без финансового участия), я с радостью рассмотрю все предложения. Разумеется, чтобы проводить турнир, нужно адекватное количество достойных друг друга по скиллу игроков. Правда сразу хочу отметить, что в текущем году мои руки до этого навряд ли дойдут.

Играет/перешёл ли кто-нибудь из второквакеров в Quake Champions, какие у кого впечатления от этой игры?
Лично я знаю нескольких достаточно известных игроков из мира Quake 2, которые сейчас активно играют в QC. Более того, двое из них ( K1ru,  Aid) посетили и приняли участие в прошедшем недавно DreamHack Winter 2018. Есть ребята, которым Quake Champions приглянулся и зашёл. Но есть и другие игроки, к числу которых принадлежу я. Прежде всего хочу сказать, что провёл в игре совсем немного времени (в общей сложности около 15 часов), а это значит, что мои выводы и впечатления от Quake Champions очень субъективны. В моём понимании в соревновательном хардкорном шутере (серия игр Quake) должно быть минимум отвлекающих от геймплея факторов.

Визуальная составляющая QC изобилует яркими и динамичными спецэффектами, из-за которых лично я теряю фокусировку на модели соперника. Я это называю визуальным мусором =). Играя в таком режиме, быстро устаю и долго восстанавливаюсь. Возможно это особенности моего зрения или нервной системы, но играть на конкурентном уровне это не даёт. Особенно во время динамичных перестрелок на небольшом расстоянии. В результате глазам приходится практически беспрерывно ловить фокус, что приводит к быстрому утомлению. Ещё один из факторов – наличие модели оружия на экране, которая в некоторых ситуациях мешает контролю происходящего и довольно сильно раздражает. Игра всё ещё полна багами, что, наверняка, будет исправляться новыми патчами. Нужно набраться терпения и посмотреть как пойдут дела дальше. 

Кроме прочего, работа QC со звуком оставляет желать лучшего, что в свою очередь критично отражается на контроле карты. У меня не получается сконцентрироваться на игре. Кстати, QC я успел приобрести =). За год я запускал его раз 5, и меня хватало на пол часа максимум. В нём совершенно неудобная система подсоединения к серверам. По крайней мере я её так ощущаю. Всё вышеописанное перестаёт быть актуальным, когда ты просматриваешь стримы.

Конечно же мне хотелось бы увидеть новые сбалансированные карты для дуэлей и игр 2х2, их индивидуальный архитектурный и визуальный стиль. Было бы эпично увидеть и поиграть в ремейки классических карт из разных частей Quake. Какие именно? Тут у каждого свои предпочтения, но лично я предсказуемо и эгоистично хотел бы арены из Quake 2: q2dm1, ztn2dm3, q2rdm2 и другие. Мне кажется, разработчики пытаются сделать игру, которая угодила бы и киберспортсменам и казуалам. Это возможно реализовать только одним способом – сделать абсолютно гибкую систему настроек, чтобы была вариативность. Список хотелок можно продолжать долго, но я считаю что с задачей его составления лучше справятся игроки, активно играющие в Quake Champions =).

Чем Quake 2 притягателен конкретно для тебя?
Для меня Quake 2 – это настоящий хардкорный соревновательный First Person Shooter, обостряющий мои инстинкты. Не прекращающаяся более двух десятилетий битва стилей, рефлексов, реакции, ума, самообладания. Эта игра, чётко реагирующая на твои решения и действия, при должном уровне скилла практически исключающая рандом со всеми вытекающими последствиями. Послушное управление и вариативный мувинг с использованием ландшафта и архитектуры карт (strafejump, doublejump, circlejump, roketjump, grenadejump, bfgjump – всё это уже было 20 лет назад), каждое движение мышкой или нажатие клавиш ощущаются в абсолюте, а прицел на экране словно является продолжением моей руки. Мувинг в игре предсказуем, имеется возможность гибкой настройки множества параметров. Есть необходимый минимум спецэффектов, которые я могу корректировать на своё усмотрение командами из консоли, а не просто менять прицел и его цвет, навесить рюшек на модели игроков и т.д. В Quake 2 нет ничего лишнего, что могло бы тебя отвлекать от погружения в игровой процесс и сбивать концентрацию и фокус. Ты замечательно слышишь карту, и корректный звук делает игру и для тебя, и для твоего соперника более предсказуемой, а значит интересной. В конце концов ты можешь убрать модель пушки с экрана, и она не перекрывает тебе 1/5 обзора и не отвлекает. Quake – киберспортивный шутер, а в играх такого плана, на мой взгляд, отвлекающие или раздражающие факторы недопустимы.

Почему QC не пользуется популярностью (текущий онлайн около 1500 человек)?
Quake – это настоящая бойцовская киберспортивная дисциплина, в которой остаются только настоящие гладиаторы. Современные геймеры в большей степени играют для фана, они не хотят уделять много времени обучению и тренировкам, что с точки зрения достижения результатов в данной игре равносильно топтанию на месте. Я воспринимаю Quake, как MMA в мире бойцовского спорта, и думаю, что для казуалов Quake в большей степени интересен по-зрительски, когда приходишь посмотреть на то, как сильнейшие воины выясняют между собой отношения на грани человеческих возможностей, заливая арены кровью и адреналином.

Как ты относишься к кастомизации Quake 2 (все используют разные текстуры, звуки, счётчики и т.п.)? Насколько это правильно?
Отношусь положительно, если это не нарушает общепринятых правил, касающихся читинга. С помощью текстур и звуков игру можно изменить до неузнаваемости, и люди, которые видели его 15 лет назад, никогда бы не узнали дедушку Quake 2 после «последних пластических операций». На мой взгляд, это идёт игре только на пользу. Настройки актуальных клиентов (q2pro, автором которого является наш соотечественник  Skuller (Андрей Назаров) до сих пор развивается, за что ему огромное спасибо) позволяют играть в высоких разрешениях, чёткими 32-битными текстурами и высокополигональными моделями, а так же дополнительными визуальными эффектами, которые не перегружают геймплей. У меня в паке (*.pak – файлы, хранящие игровые файлы: карты, модели, текстуры, звуки и т.п.) есть даже вариации skybox'ов (это текстуры неба в игре), выглядящие эффектнее оригинальных.

POV Stigmata – изменённые шрифты, иконки, HD-текстуры, прицел, skybox.

Было время, когда игроки использовали модифицированные звуки а также модели оружия, аптечек и других предметов на карте. Эти модификаторы помогали лучше слышать соперника и контролировать уровень, что совершенно справедливо считалось читами и не позволялось в честном бою.  Что касается счётчиков (или таймеров), то тут вопрос для многих остаётся открытым. Они информируют игрока о появлении главных девайсов, что несомненно влияет на игру. Наверное, не просто так таймеры запретили для игроков в следующих частях Quake, оставив такую возможность только спектаторам.

Я счётчиками не пользуюсь, несмотря на то, что 100 лет назад самостоятельно записал звуки для этих целей, и они до сих пор «пылятся» в моём паке. Недолгая практика в попытках поиграть с таймерами показала, что данная ачивка не для меня, так как она отвлекает от происходящего в матче. Честно говоря, я вообще специально не считаю девайсы, и бегаю за айтемами на автомате, из-за чего частенько теряю над ними контроль =).

Кто, по твоему мнению, лучший Q2-игрок за всю историю и почему? А кто любимый?
Сложно сказать однозначно… Если говорить о действующих и недавно действующих дуэльных игроках, то лучшие пожалуй  David,  norman,  Purri,  Damiah,  Blaizz и  IsBjorn (в зависимости от настроя на игру). Из олдскульных игроков я бы особенно отметил следующих ребят:  Polosatiy,  Shub,  Blue,  Covel,  Dimmo,  Provi,  Gerppa,  Syanid,  Warrior,  Assasin, Optimizer,  Ibogine,  Aone. У всех них было чему поучиться, почти всегда их никнеймы были гарантом зрелищной и умной игры, порой крайней степени валидольности =). Самого любимого игрока назвать не смогу, потому что их много, выделить одного лично мне крайне сложно. 

Расскажи про шансы (свои и наших соотечественников) в плей-офф первого дивизиона EDL #17. А также свою подготовку к лиге и целях, которые преследуешь.
Все сильнейшие дуэльные игроки прошли в плей-офф EDL 17, и в этот раз, на мой взгляд, не было места рандому или однозначному везению. Считаю, что шансы побороться за победу есть у каждого из нас ( mir.rpg,  AlexJ,  st1gmata), но оппозиция очень крепкая, поэтому делать однозначные прогнозы я бы не рискнул. Наши соперники – ребята с богатой историей и опытом, некоторые из них тёмные лошадки с хорошими навыками и думающей головой. Кроме этого они тренируются с сильнейшими оппонентами на нынешней Q2-сцене. К примеру, я несколько раз был свидетелем, где  norman играл с  David'ом, о котором я писал ранее. Допускаю, что он поигрывает с кем-то из топ-игроков Польши и Европы, но это лишь мои предположения.  Keizer часто дерётся на серверах с сильными игроками из Европы.

Что касается моей подготовки, то по мере возможности я играю на playground.ru (FFA-сервере), а так же практикую дуэли с любыми соперниками, которые готовы биться со мной. Чаще всего мы играем с  mrt aka muerte – это древний (в хорошем смысле этого слова=)) сербский игрок, своего рода хранитель Q2-наследия, очень эрудированный и известный в наших кругах, c  mir.rpg, ребятами с Дальнего Востока России. Иногда получается поиграть с  wst,  roon,  keizer,  thuggee и разными fake-игроками. Недавно посчастливилось сыграть несколько игр с  syanid и  slonken. Это легендарные и сильнейшие игроки времён ренессанса Quake 2, участники и финалисты множества топовых турниров. Хоть их уровень всё ещё хорош, и они с лёгкостью побьют подавляющее большинство игроков, но общая неактивность и тимплейная заточенность их игры берёт своё, поэтому считать результаты против них большим достижением для себя я бы не стал =). Иногда поигрываю командные матчи, но откровенно и объективно говоря, я никогда не был хорошим тимплей-игроком =).

В общем, я стараюсь пользоваться каждой возможностью для роста скилла. Одним из обязательных условий для развития считаю игры на различных картах, а не задротства на одной-двух, что в наше время является обычным делом. Самое главное, что на мой взгляд является движущим фактором к росту уровня – играть с удовольствием, а так же присутствие и поддержание духа соперничества. Не последнее место в достижении результатов занимает понимание того, что твоё увлечение вызывает интерес у других людей. Полагаю, это актуально для любой esport-дисциплины. Материальная составляющая для меня лично не имеет большого интереса, так как в этом плане я самодостаточен вне киберспортивной жизни. Обязательно нужно давать себе отдохнуть от игр и не перегореть, в противном случае человеку свойственно терять интерес и желание развиваться в той или иной сфере. Конечно, мне хотелось бы проводить больше времени в Quake 2, но на данный момент приоритеты отдаю своей работе (по совместительству бизнесу и увлечению) и личной жизни, хотя и не лишаю себя удовольствия поиграть в любимую игру.=) 

Групповая фотка с LAN-турнира в Санкт-Петербурге по Quake 2, клуб Cyberside (2012)

Что касается целей… Я бы хотел выиграть первый дивизион EDL, к чему сейчас и стремлюсь. Третий и второй дивизионы мне уже покорились в прошлом. За последние пару лет я сильно подрос в скилле, в том числе и благодаря тому, что наконец идеально настроил Quake 2 под себя, и впервые начал играть на толковом железе и мышке, которые идеально мне подходят. Я переосмыслил тактическую составляющую игры. Кое-что поменял в своей технике и поведении в игре. Удивительно, что раньше я не мог этого сделать по тем или иным причинам. Жаль, что многие сильнейшие игроки прошлого сейчас в инактиве, потому что мне хотелось бы проверить свой нынешний уровень игры с ними, сразиться со всеми легендарными дуэлянтами на их топовом уровне. Посмотрим как всё сложится =).

Всему Q2-комьюнити большой привет. Ребята, вы лучшие! =) Порталу cyberfight.ru огромное спасибо и уважение за всё, что вы делаете для развития киберспорта в целом и Quake в частности. Вы настоящие красавчики! Успехов вам во всех ваших начинаниях, никогда не опускайте руки и боритесь до конца, даже в самых сложных ситуациях, которых, я верю, будет немного. Именно тяжёлые победы поднимают мораль и делают наши усилия по настоящему значимыми. 

Всем GL!