The International 2011 года стал ключевым моментом в развитии киберспорта. Он стал тем необходимым пинком для индустрии, после которого стало очевидно, что её не остановить. Очень скоро киберспорт затмит традиционные виды спорта, это лишь вопрос времени.

Однако TI появился тоже не просто так, а благодаря геймерам всего мира. Без нас, я имею ввиду тех, кому сейчас за 25, это было бы невозможно. Именно мы, кто начинал играть в 2000, создали эту индустрию. Я думаю, многие поддержат меня в том, что родители, многие сверстники, да и общество в целом, пытались убедить нас в бесперспективности нашей затеи. Но мы шли всем наперекор и продолжали играть, устраивать соревнования и, если так можно выразиться, пропагандировать киберспорт. К сожалению, стальной воли и умений, чтобы дойти до конца и стать профессионалом, хватило не многим. Кто-то поддался на уговоры родителей, кто-то понял, что это не его, кому-то захотелось попробовать себя в другом, а у некоторых просто не получилось.

Но сегодня речь пойдёт не о них, а о тех, кто смог. Точнее о том, кто смог. Сегодня я расскажу вам историю первого чемпиона мира по Dota 2,  Дмитрия «LighTofHeaveN» Куприянова. Я не буду давать никаких оценок ни здесь, ни в тексте, потому что не мне, не вам судить. Это просто история, рассказанная самим Дмитрием.

Часть первая

Я был упёртым ребёнком и любил соревноваться, становиться во всём лучшим, получал от этого процесса огромное удовольствие. С самого детства много играл в шашки и шахматы, а также показывал неплохие результаты в спорте: был одним из лучших бегунов на 100 и 250 метров в школе. Мы постоянно выезжали на стадион, находившийся на Бабушкинской, где проводились футбольные первенства. Там наша команда стабильно занимала второе место, проигрывая, если мне не изменяет память, 244 школе. Они были всегда топ-1. Ещё я всегда хорошо показывал себя в математике, ездил на олимпиады.

Серьёзно увлекаться компьютерными играми начал, когда футбол мне надоел, потому что там надо было ежедневно развивать свою физическую силу, а мне было лень. С шахматами была следующая история: у нас в районе мало кто умел в них играть, поэтому я стабильно занимал первые места на соревнованиях. Однажды ради интереса поехал на турнир, проходивший на другом конце Москвы, там десятилетний парень, который дышал мне в пупок, размотал меня просто без шансов. Я понял, что играть с сильным противником не получается, потому что он далеко находится, а онлайн шахмат тогда не было, пришлось их забросить. Так я начал соревноваться в компьютерные игры.

Одной из первых был Starcraft. В него я играл на довольно приличном уровне, на одном из европейских серверов у меня был ранг В+. Когда вышел Warcraft III, переключился и на него. Мне нравился как оригинал, так и кастомки, например, footman frenzy. В них можно было расслабиться, когда всё остальное надоедало.

Однажды я наткнулся на карту «Три коридора», в ней меня зацепила сама идея: три линии, большое количество героев, все дерутся друг с другом. Затем появилась Dota, в которой было всё то же самое, только она была насыщеннее, больше и вариативнее. Тогда я начал активно в неё играть в Battle.net’е.

В 11 классе я перестал учиться, потому что стало неинтересно. У меня было ощущение, что я какой-то жёсткий диск, и оно мне не нравилось. Нас заставляли лишь запоминать какие-то данные, но не показывали, как их применять, что было для меня очень важно. Ещё очень раздражало, когда нас заставляли расписывать решения уравнений. В уме я с ними справлялся за пять минут, а на то, чтобы расписать всю последовательность, которую требовали учителя, мне нужен был час. Вся учёба превратилась в механическую монотонную работу, которая выглядела довольно бессмысленно, поэтому я пошёл делать то, что мне было по душе, то есть соревноваться.

Вместе с этим у меня начались серьёзные проблемы в реальной жизни: из-за учёбы отношения с мамой стремительно портились. Мы тогда жили с ней в однокомнатной квартире. У моей мамы не было высшего образования, ей приходилось впахивать далеко не на самой престижной работе, чтобы хоть как-то прокормить нас. Она сильно переживала, что я пойду по её стопам. Плюс моего отца убили в 90-х, райончик у нас был небезопасный, много всего интересного происходило, поэтому мама боялась, что я попаду в плохую компанию.

Сначала она и другие родственники просто постоянно наезжали на меня, говорили, что у меня есть данные, потенциал, что при желании могу хорошо учиться, поступить в приличный институт. Много чего интересного они мне рассказывали, но я стоял на своём и продолжал делать то, что мне интересно. Это противостояние длилось довольно долго.

В один момент, чтобы хоть как-то мотивировать меня к учёбе, мама решила попробовать другой подход: она стала намекать мне, что если я хочу продолжать играть в компьютер, то мне нужно научиться самому на это зарабатывать. Поэтому она перестала давать мне деньги, а если и делала это, то очень редко и в малых количествах. Из-за этого я не мог обновить компьютер, на котором Dota серьёзно лагала, да и на интернет и прочие прелести финансов тоже не было.

Пришлось начать работать. Из-за того, что у меня не было высшего образования, я перепробовал многое: работал курьером, грузчиком в магазине, на заводе, где прессовал футболки, даже в Макдональдсе. Кстати, это была самая тяжёлая работа из всех, что у меня были, даже разгружать товар было проще. Приезжает машина, ты всё из неё перетаскиваешь, и у тебя есть минут пятнадцать перерыва. Можно посидеть на улице и отдохнуть, подышать воздухом. То есть было время, чтобы расслабиться. В Макдаке такого нет, там небольшие и строго регламентированные перерывы, за которые просто нереально перевести дух.

У меня тогда было ощущение, что я работаю на заводе по производству патронов во время войны. Мы их делаем, делаем, делаем и если вдруг на секунду остановимся, то нам конец, стрелять будет нечем, враг нас победит. Вот такая там была атмосфера

Когда я работал, то почти не играл в Dota из-за того, что комп был очень слабый. Поэтому мне пришлось начать ходить в компьютерный клуб, им стал Playground. Там одна ночь в будний день стоила что-то в районе 90 рублей в обычном месте и 120 в ВИП. На это я и тратил свою зарплату: получал деньги и растягивал их на 20 походов в клуб с учётом проезда и чая с пирожком, которые мы ночью там ели.

В один момент мне всё это перестало нравиться, потому что на те деньги, что я получал, толком ничего нельзя было сделать. Я пришёл к выводу, что могу есть самую простую еду без каких-либо изысков и сладостей, мама меня тогда ещё кормила, за что ей огромное спасибо, поэтому всё, что мне нужно было сделать – это найти минимум, чтобы оплачивать интернет и накопить на компьютер. Тогда эта сумма была равна примерно 300-400 рублей.

Я полностью отказался от работы и начал копить деньги, которые, например, мне дарили на день рожденья или 23 февраля. С ними поступал так же, как и с зарплатой – растягивал, чтобы можно было сходить в компьютерный клуб раз-два в неделю. Деньги тогда в основном дарили бабушки, они же любят нас, внуков, несмотря ни на что, за это я им очень благодарен.

Также их помощь позволила мне провести себе хороший интернет, и я начал играть онлайн лигу Say_plz в Battle.net’е. О ней мне рассказал мой знакомый Armageddon_SN, который был местным заводилой, постоянно регистрировал команды и устраивал какую-то движуху. Мои решения в игре были креативными, а результаты впечатляющими – меня начали замечать. Там я, например, познакомился с NS’ом.

Помню, как позже на одном из LAN'ов он подошёл ко мне и сказал: «Привет, я Тапочек. Как дела?» Тапочком он представился, потому что тогда его кто-то так назвал и прозвище прилипло. Кто и почему, я не знаю

Помню, при той встрече от него веяло какой-то добротой, было приятно с ним общаться, но вместе с тем казалось, что он очень хитрый, это чувствовалось в его интонациях. К тому же было видно, что Ярослав очень умён и умеет грамотно пользоваться своими знаниями. Могу с уверенностью сказать, что он и сейчас один из самых умных и хитрых в RuHub’е.

Помимо онлайна я продолжал играть в Playground’е на Тишинке. Там же тогда зависали такие топовые игроки, как Jolie, NS, Zydu, а также Smile со своей тусовкой, куда входили FocusIRE, Alik, GET-LOST и Мирный. Помню, как первое время Серёга считал меня полным дном и думал, что я проигрываю всё подряд. Он частенько высказывался в мою сторону, был таким задирой. Однако, как только он увидел мои выступления на турнирах, его мнение быстро изменилось.

Это были мои первые LAN'ы и команды, которые также организовывал Armageddon_SN. Если бы не он, то, скорее всего, я бы никогда не поехал на турниры, меня бы не заметили, и сейчас я был бы каким-нибудь грузчиком.

Lost, Dread, Santa, NS и Beast

Одним из таких турниров стал ASUS в клубе VikaWeb Там у нас в группе было два микса, один из которых возглавлял Jolie, а другой vigoss. Все ожидали, что они нас разнесут за 20-25 минут, но это были эпические игры с рапирами, где мы бегали и месились нон-стоп. Тот турнир закончился часа в три ночи, и мы пошли от ВДНХ пешком до Алтуфьево, ночка была веселой!

Затем была «КиберМетель», которую организовывал nirvana_sf. Помню, как в это время ребята из Say_plz встали за моей спиной и наблюдали, что и как я делаю. Им понравилось, и они решили заменить Hoha на меня, так как он уже тогда имел работу, машину и прочие атрибуты серьёзного риал-лайфа, и Dota для него была чистым развлечением.

Вскоре после моего перехода в Say_plz был анонсирован турнир 3х3 в клубе Маршал. TT, Ownage и PRO, тройка из моей команды, уже зарегистрировалась туда, а мне тоже очень хотелось поиграть, поэтому от безысходности я договорился с vigoss’ом и поехал с ним и его другом на этот турнир. Мы его легко выиграли.

Такие турниры стали проводиться в Москве регулярно, а я их соответственно частенько выигрывал. Благодаря призовым у меня отпала надобность подрабатывать. Я смог, пусть редко, но регулярно и продуктивно ходить в компьютерные клубы и тренироваться. Иногда этих призовых хватало на целый месяц. Если же нет, то всегда можно было сыграть в клубе на деньги и подзаработать, благо мне скилл позволял.

Даже несмотря на то, что я начал зарабатывать играми, отношения с родственниками не улучшались. Меня осуждала мама, меня осуждали все родственники: они говорили, что я занимаюсь фигнёй, скоро загнусь, что на казино заработать нельзя. Для них киберспорт был прямой аналогией с азартными играми, они не понимали, что Dota ближе к шахматам, чем игровым автоматам. Все родственники категорически отказывались это понимать.

Всё пришло к тому, что мы просто старались не трогать друг друга, так как я очень жёстко, дерзко и агрессивно пресекал все нападки. При этом я не лез к ним с просьбами о деньгах или чём-то ещё. Единственные, кто меня баловал порой, были мои бабушки. Они прям спасали

Ещё одним моментом, осложняющим отношения с мамой, стали мои игры по ночам. Я ведь всё ещё продолжал с ней жить в однокомнатной квартире. Мне нужно было играть, а ей спать. Поэтому ночью за компом сидеть было запрещено. Однако в один момент я как-то сумел с ней договориться, а может даже и подавить её, и запрет был снят. Я стал играть по ночам, а она спать в берушах.

Моим первым онлайн соревнованием в составе Say_plz стал MYM.Pride, первый международной турнир по Dota с неплохими призовыми. В финале мы размотали врагов, причём как на своём сервере, так и на их, где у нас был пинг 200. Это стало моей первой победой на интернациональном турнире.

Там были игры, когда я стоял на миде и был шестого уровня, а мой оппонент первого. Никто не думал, что реально так отточить навык, чтобы добить всех крипов, ведь тогда, чтобы увидеть шкалу жизней, нужно было зажимать Alt, это была особенность игры. Я три дня не вылезал из-за компа, чтобы научиться добивать всех крипов. Вот и получалось, мой оппонент приходил на линию с первым уровнем и с ним же уходил. Если думаете, что здесь нет ничего особенно, то попробуйте как-нибудь сами так подобивать крипов.

На MYM.Pride я любил играть на Sniper’е, сильнейшем герое того времени, в принципе, на нём мы и выиграли турнир. Также мне нравился Lich, который давал нам инициативу и преимущество, за счёт чего мы выигрывали линию, быстро разгонялись с третьими некрами, Silencer, Medusa и Necrophos. На тот момент было модно доминировать линию интовиками, затем собирать некра и пушить строения. За счёт этого мы и побеждали.

Затем была череда моих уходов и возвращений в Say_plz, мне просто очень хотелось играть с vigoss’ом, так как я видел в нём потенциал и понял, что он может стать круче всех тех, с кем я играл на тот момент.

Ко второму MYM.Pride я уже не был в Say_plz. У меня тогда закончились деньги. Я банально не мог сыграть на том турнире из-за того, что у меня не было 200 рублей, чтобы сходить в 4Game – знаменитый клуб на ВДНХ. Так из-за пары сотен рублей мой титул был потерян.

И это был не единственный момент, когда у меня заканчивались деньги. Кстати, финансы – это одна из причин, почему я никогда не оставался ни на какие афтерпати. У меня банально не было денег на алкоголь, то есть, если бы в детстве я хотел курить или пить, то я не смог бы себе купить сигарет или бухла. Вторая причина заключалась в том, что я, как и любой спортсмен, любил экономить силы, а не тратить их на всякую фигню, а-ля тусовки, хотя, как показало время, они тоже бывают полезными. Поэтому после игр я уезжал к себе на район и проводил время там: гулял или играл в футбол.

В один момент количество турниров резко увеличилось, появилась знаменитая серия ASUS, соревнования также проводились в клубах Ладога и Маршал, и это не считая онлайна. Одним из таких новичков был турнир среди студентов, который стал ключевым поворотом в моей карьере. Если мне не изменяет память, то он проходил незадолго до первого MYM.Pride.

Победитель получал $1 500 тысячи, то есть по $300 на человека, – скромные деньги для киберспорта, но большие для меня

По правилам турнира было разрешено брать одного человека не из института, и так получилось, что все мои друзья из Say_plz учились на физмате МФТИ, поэтому я стал их пятым игроком. Нашими главными соперниками были команды Smile’а и Jolie, который, если я не ошибаюсь, играл с vigoss’ом. Мы выиграли этот турнир, благодаря чему мне удалось накопить денег и купить нормальный компьютер, не самый мощный, но, как минимум, у меня не было пяти fps при ультимейте Crystal Maiden.

Тут стоит ещё отметить, что в то время меня мало кто мог переваривать, потому что я очень сильно бомбил, но именно эти ребята были тем редким исключением. Когда мои тиммейты начинали отдаваться на ровном месте или исполнять что-то подобное, я не жалел слов и эмоций, так как всегда считал, что играть надо идеально. В тот момент я был одним из сильнейших задротов, поэтому требовал от людей того же, что и от себя. Это было ужасно, у меня был очень скверный характер. Скажу больше, однажды он стал причиной того, что меня не взяли в очень престижную школу. Прошёл по всему, кроме характера, ведь я на три буквы посылал даже учителей. Опять же, надо понимать, что я просто был тихим интровертом, который жёстко отстаивал своё мнение, а не каким-то грубияном и быдлом. Я могу долго терпеть, но если меня начинает бомбить, то бомбит по-настоящему.

Продолжение следует...