Всё началось с того, что журналист портала HLTV.org в апреле 2018 года предложил ввести так называемый коэффициент Бухгольца. Система была заимствована из шахмат, шашек и других настольных игр. Идею подхватили в FACEIT и внедрили на лондонском мейджоре. Это новшество должно было предотвратить случайность посева на важных стадиях, исключив ситуации, когда сильные команды встречаются с сильными, а слабые – со слабыми. Сам коэффициент оценивает показатель сложность пути команды на предыдущих стадиях турнира, суммируя результаты его противников.

Начиная с третьей стадии Швейцарской системы команды делились на несколько подгрупп в соответствии с тем, с кем играли до этого. Таким образом коллективам, у которых были более сильные соперники, доставались бы в пару команды слабее.

Если на PGL Major Krakow была бы система с коэффициентом Бухгольца, то Gambit и Immortals встретились не в финале, а намного раньше

Но на на практике всё оказалось несколько сложнее, чем в теории. Во-первых, все игры, кроме пятого раунда, были в формате BO1. На профессиональном уровне BO1 часто носят случайный характер – любая команда в состоянии выиграть одну карту. К тому же для BO1 не нужен большой маппул, что играет на руку более слабым коллективам, ведь достаточно подготовить 4 карты из 7. Причем может так складываться, что слабая команда будет постоянно играть свою лучшую карту. Вспомним  ex-QB.fire ( Winstrike) на Boston Major, где команда одерживала победы на двух своих лучших картах (из 6 побед 3 Inferno и 2 train).

Во-вторых, Major – это особенный турнир, к которому некоторые начинают готовиться за несколько месяцев, полностью исчезая с радаров. Перед Challengers stage лондонского мейджора  Vega Squadron занимала 211 строчку мирового рейтинга. Команда нигде не играла, и никакой информации о маппуле или тактиках у соперников не было. Это ставило фаворитов, которые вынуждены играть по нескольку турниров в месяц и быть всегда на виду, в менее выгодную ситуацию.

В-третьих, при посеве учитываются результаты прошлого турнира, который проходил полгода назад. Как мы уже не раз убеждались, за полгода в Counter-Strike может поменяться многое, например  Astralis после неудачного мейджора набрали потрясающую форму и являются на данный момент лучшей командой мира, а победители мейджора  Cloud9 превратились в команду уровня тир2.

В-четвертых, не все команды включаются на 100% в начале турнира, многим нужно несколько дней на раскачку, акклиматизацию, привыкание к компьютерам. Абсолютно нормальная ситуация, когда фавориты медленно и постепенно набирают форму по ходу матчей, эмоционально настраиваясь на более поздние стадии. Справедливо это не только для CS, но и для других видов спорта. Никто из фаворитов не будет рвать жилы в первой игре, тем более если есть шанс отыграться позже. Очень любят уступить первую игру и выиграть турнир  FaZe (1:2 против  Renegades на IEM Sydney) и  NaVi (0:2 против  TyLoo на StarSeries S5).

В-пятых! Из-за отсутствия координации между Valve и профессиональными игроками лондонский мейджор стартовал почти сразу после отпуска, который игроки договорились считать официальным. Это сыграло злую шутку с фаворитами, которым с одной стороны отдых был просто необходим после насыщенного сезона, а с другой нужно было набирать форму к мейджору. С этой задачей справились явно не все. Наверное, правильным было бы сделать отпуск сразу после главного старта сезона.

С учетом всего вышесказанного первые два тура Швейцарской системы носят максимально непредсказуемый и случайный характер. А система, которая использует эти результаты для дальнейшего определения пар, будет такой же «рандомной», как и результаты первых туров.

Что в итоге получилось в Legends stage?

Пары первого тура Швейцарской системы Legends stage

В первый же день мы получаем несколько сенсаций и очень странную пару –  Astralis против  NaVi. Команды, занимающие первую и вторую строчку мирового рейтинга, не должны встречаться в первой игре. Разыгранные  BIG (после шести карт в стадии Challengers) преподносят небольшую сенсацию, обыгрывая  FaZe. Неразыгранным  Mousesports достаются  NiP (также прошедших Challengers stage). А не набравшие ещё оптимальную форму  mibr проигрывают аутсайдеру турнира  TyLoo.

Результаты первого дня

В итоге ко второму туру в корзине 0:1 оказываются  NaVi,  FaZe,  mibr и  Mousesports. И так уж выходит, что играют они между собой!

 NaVi обыгрывают  FaZe, а  mibr оказываются сильнее  Mouz. Опять таки по воли случая  FaZe и  Mousesports вынуждены играть на вылет между собой в третьем круге, а значит мы теряем одну из двух команд топ5 рейтинга, да и ещё с рекордом 0:3.

Хочу ещё раз остановиться на том моменте, что команды из топ8 мирового рейтинга примерно равны по силе, и результаты их игр на одной карте носят очень вероятностный характер – любая команда может взять карту. На месте  FaZe и  Mousesports мог оказаться кто угодно. Если допускать такое развитие событий, когда фавориты выбивают друг друга в начале турнира в «рандомных» играх, то мы просто будем терять очень сильные команды, которые своей игрой могли бы украсить плей-офф.

Многие скажут, что это чемпионат, и надо уметь настраиваться на игры. Что в поражениях виноваты сами игроки, а сенсации делают турнир более интересным для болельщиков. Но я всё-таки придерживаюсь мнения, что плей-офф мейджора должен стать развязкой всего сезона и отражением мирового рейтинга. А «команды-претенденты», которых не было видно весь сезон, должны доказать свое право на плей-офф в очной встрече против «топов».

В итоге турнир покинули  Mousesports. Во второй паре на вылет, кстати, встречались  Winstrike и  Cloud9. И было бы логичным перетасовать пары, но регламент турнира не учитывал реальную силу команд. 

С другой стороны есть команда  Complexity, которая вышла в плей-офф с рекордом 3:0, обыграв  Fnatic,  G2 и  BIG, команды, которые не входят в топ8 рейтинга и в течение сезона не показывавшие никаких особенных результатов (кроме  BIG, дошедших до финала ESL One Cologne). Полагаю, что «мышкам» было бы что сказать в очной встрече против  Complexity.

Итоговая таблица Legends stage

Очевидно, что система проведения мейджора не отражает реальную расстановку сил и заслуги команд в течение сезона. Истории «Золушек мейджора» – это конечно здорово, и вокруг таких сенсаций всегда много хайпа, но, к сожалению, это вредит качеству Counter-Strike. Время всегда расставляет всё по местам, и пока мало кто смог подтвердить свой «случайный» взлёт.

В сложившейся ситуации я лично вижу только один адекватный выход – создание официального рейтинга команд от Valve, учитывающего выступления в течение сезона. На основе которого на мейджорах фавориты будут разводиться по турниру так, чтобы самые интересные игры оставались на более поздние стадии. А претенденты должны были бы доказывать своё право на плей-офф в очной встрече и в менее случайном формате.