Всем привет! В данной заметке поделюсь впечатлениями от просмотра QuakeCon 2018. Не следует ждать какой-либо объективности, потому что это будет моё личное мнение, которое изначально субъективно :)
Сначала о положительных моментах, о том, что мне понравилось.

QuakeCon – это мероприятие непосредственно от id Software, Bethesda и ESL, в этом плане посещение QuakeCon я могу сравнить с поездкой к родителям на семейный праздник. Да, есть серия DreamHack, есть регулярные турниры от 125fps и Quake Open League, но именно QuakeCon для меня выделяется своей многолетней историей и тёплой атмосферой. Недаром девиз этого игрового фестиваля звучит как: «Четыре дня мира, любви и ракет».

Турнир был зрелищным. Даже с учётом различных нюансов (об этом ниже) организаторам удалось собрать сильный состав участников, и мы увидели очень интересные качественные игры как в командном режиме 2x2, так и в дуэлях. Применение системы банов чемпионов позволило сделать игру более тактической и сбалансированной. Также следует отметить, что сейчас в Quake Champions достаточно карт, и можно сыграть, например, bo7 и ни разу не повториться с выбором карты.

Турнир качественно освещался силами сообщества. Наверное, сообщество Quake – одно из самых плотных и дружных в киберспорте, и найти интересовавшую информацию о времени начала игр, текущем состоянии сетки или результатах в специализированных группах или на сайтах не составляло особого труда. Было доступно несколько онлайн-трансляций: официальный англоязычный стрим, русскоязычный стрим и стрим от команды Cyberfight, организованный нашим Полосатым шефом прямо из отеля с включением основных игроков :)

DOOM: Eternal

Также нам показали подробности о DOOM: Eternal и Fallout 76. Эти новости не имеют непосредственного отношения к киберспорту, но, тем не менее, являются интересными и заслуживающими внимания.
Теперь о том, что у меня вызвало недоумение или не понравилось.

О чём говорили и писали все – это система проведения. Организаторы хотели сделать упор на режим 2x2, и в этом их можно понять: в сравнении с прошлогодним турниром по Sacrifice, режим 2x2 является более «классическим», его легче смотреть. Но решение делать командные игры отборочными для определения состава игроков на дуэльный чемпионат является очень спорным. Не всегда хорошая команда состоит из сильных индивидуальных игроков, не всегда сильный индивидуальный игрок хорош в команде – это утверждение было справедливо для Quake 3 пятнадцать лет назад, оно остаётся справедливым для Quake Champions и сейчас.

Все игроки, которые пробились в дуэльную часть, сделали это заслуженно и в соответствии с установленными правилами. Однако, согласитесь, было бы интересно увидеть в дуэлях  Cooller’а в его текущей форме. Не совсем понимаю, в чём была проблема сделать отборы так же, как в прошлом году: 4 команды из Северной Америки, 4 команды из Европы, 8 дуэлянтов из Северной Америки, 8 дуэлянтов из Европы? Такая форма отбора является более справедливой и подарила бы нам ещё больше ярких игр. Ну, и играть Single Elimination bo1 в дуэлях до самого финала – это Asus Cup образца 2003 года (при всём возможном уважении!), но никак не QuakeCon 2018 :)

Призовой фонд был распределён также весьма странным образом: $155 тысяч на командные соревнования и $25 тысяч победителю Duel Showdown. За второе, третье и четвёртое место в дуэлях – ничего, при этом за места с пятого по восьмое в командных соревнованиях – по $8,750 на команду. Ребята, вы серьёзно? Такое впечатление, что дуэльный турнир проводили по остаточному принципу, для галочки, зачем так?

Также стоит отметить, что в очередной раз недосчитались серьёзных участников из-за проблем с визами: не приехал белорус  Cypher, а  Nitrino не смог играть в паре с  Cooller’ом. Каждый случай отказа трагичен по-своему, навряд ли есть смысл кого-то в чём-либо упрекать. Однако, увы, эта проблема остаётся из года в год, с учётом неизменного места проведения QuakeCon можно предположить, что она сохранится и в будущем…

Следствием проблемы с визами стали изменения в составах российских команд: за  AMD играл россиянин  Cooller с эстонцем cnz, а команда  Cyberfight в миксовом формате  c58.CG была представлена россиянином  baSe и итальянцем  vengeurR. И вот тут крылась главная проблема: у игроков примерно (примерно – естественно, плюс-минус, у кого-то выше, у кого-то ниже) равный уровень стрельбы, контроля предметов, знания чемпионов и понимания игры в целом, но были проблемы с коммуникацией, со взаимодействием. Каждая атака пауэр-апа – это действие, согласованное по месту, по времени и по воздействию. И вот это согласование нужно проводить очень быстро, по ходу игры, ориентируясь на текущую ситуацию и действия соперников – многие из которых, к слову, общаются на своём родном языке и давно играют вместе. Невыход в топ-8 и недопуск до дуэлей – это грустное событие, тем не менее, с учётом всех обстоятельств, наши парни показали героическую игру, и я за них очень горд.

Что до победителей, то в режиме 2x2 пара  Team Liquid в составе  DaHanG и  Rapha продемонстрировала практически идеальную игру. Два американца без языкового барьера, с топовой стрельбой, с отличным пониманием игры в целом и меты в частности во всех мелких деталях и нюансах, с отличной, отработанной в течение не одного месяца, коммуникацией – вполне заслуженно.  Rapha больше говорит,  DaHanG больше слушает, и никакого бардака: каждое действие грамотное, осознанное. В финале у  Blind Trust ( clawz,  toxjq) была хорошая возможность зацепить первую карту в концовке. И, сделай они так, предположу, что  Team Liquid не было бы так легко выиграть ещё три карты, однако результат есть результат.


 Rapha больше говорит,  DaHanG больше слушает

Дуэли из-за формата bo1 до трёх раундов прошли несколько скомкано и сумбурно, однако именно по этим играм можно учиться выбору и контр-выбору чемпионов, изучать текущую мету – полезно для игроков среднего уровня и ниже, совсем начинающих. Первое место разыграли всё те же  DaHanG и  clawz, и убедительную победу удалось одержать белорусу, в очередной раз продемонстрировавшему совершенно сумасшедший уровень стрельбы. Хотелось бы, конечно, bo7 в финале, матч за третье место и призовой фонд для всего топ-4…

Также следует отметить, что  baSe совершенно ВНЕЗАПНО (но не внезапно для самого себя) затащил Quake Champions BYOC 1v1, выиграв солидные $3,000 – мои искренние поздравления! Кстати, там играли финал bo3 :)

Общее впечатление от QuakeCon – праздник, на котором не всем игрокам из СНГ, увы, удалось сыграть ведущие роли. По совокупности достоинств и недостатков может сложиться впечатление, что негативных моментов было больше, но вернусь к одному из своих первых абзацев – это как приехать в гости к родителям, а родителей, как известно, не выбирают :)