Мы жаждем видеть людей, идущих к цели, людей, которые выкладываются на 100% и испытывают живые эмоции: боль поражения, искреннюю радость побед. Нам нравится, когда люди добиваются успеха на наших глазах. Для нас, как зрителей, это возможность  прикоснуться к чему-то незаурядному.

Мы побеждаем и проигрываем вместе с командами. И как же больно смотреть на то, как игры проходят безвольно, без борьбы. Порой мы чувствуем, как самим спортсменам нет дела, как они сегодня сыграют. Сколько раз мы с Вами становились свидетелями непрофессионального отношения игроков к соревнованиям, ужасных односторонних игр и отсутствием интриги? Так почему же так происходит?

Киберспорт – дело молодое, пришло из народа, а значит нет никаких общепринятых норм, исследований. Нет традиций, нет системного подхода как в большом спорте. Молодые киберспортсмены – в большинстве случаев те, кому просто нравится проводить много времени за компьютерными играми. Лучшие из них зарабатывают игрой деньги, но это не означает, что они будут подходить к CS`у профессионально и подарят нам те самые эмоции, которые мы ждем.

Подавляющее большинство команд, вплоть до топ 16 мирового рейтинга – это скорее любители. Требовать от них профессионализма смысла нет. Отсюда и весь этот бедлам, который творится на тир 2-3 сцене. Поэтому предлагаю весь «киберспорт» до уровня крупных международных LAN`ов рассматривать в ключе «фестиваль для любителей компьютерных игр». И болеть, а тем более делать ставки, без претензий и на свой страх и риск.

Команды и игроки, находящиеся на самом верху мирового рейтинга, безусловно, могут называться профессионалами, но и тут не все так гладко.

Первая проблема - огромное количество игр со «стендинами» (от англ. stand-in – замещать, дублировать). Команды, даже приезжая на самые крупные турниры, постоянно играют не основным составом. Чаще всего виной тому являются решафлы посреди сезона. G2, например, решили поменять трёх ключевых игроков прямо перед LAN-финалами ECS Season 5. На что они рассчитывали на турнире против лучших команд мира? Да, что-то надо было менять из-за предыдущих неудач. Состав с такими громкими именами и амбициями не оправдал ожиданий. Но зачем делать замены прямо перед финалом лиги, на которую чудом попал именно старый состав. Зачем вообще в таком случае ехать? И зачем нам такое смотреть?

«Мы должны быть готовы к каждому чемпионату, на который едем», – очень правильные слова  Zonic`a, тренера Astralis.

Также нередки случаи, когда за неделю до турнира у команды выкупают ключевых игроков, после чего она рассыпается на запчасти, как это было в случае с  Cloud9 и уходом  Stewie2K и  Tarik`a в  SK. После таких потрясений всегда нужно время: необходимо сделать паузу, выстроить игру заново, составить турнирный и тренировочный графики. Вместо этого  Cloud9 судорожно выкупают за много денег  FNS`a из  Complexity едут с ним на турнир, проигрывают без шансов и убирают его из команды. Зачем руинить собственную команду, распродавая игроков посреди сезона? Зачем потом участвовать в турнирах, на которых даже побороться не получится, и формировать негатив у болельщиков? Это просто неуважение к людям, которые их поддерживают.

Но таков медийный бизнес, на турнирах нужны громкие имена, на которые прийдёт зритель. Только вот, по-моему, «бизнесмены» пилят сук, на котором сидят, потому что если в спорте нет борьбы, то зачем всё это нужно? Этих проблем можно было избежать, имея специально отведенное время для трансферов, как в большом спорте. Можно ввести запрет на участие в турнире с более, чем одной заменой. Но даже без какой бы то ни было регуляции этого вопроса «сверху» хотелось бы больше адекватности от самих организаций и устроителей турниров.

Вторая проблема - слишком плотный турнирный график.  Не думал, что когда-то настанет время, и я скажу такое, но крупных международных LAN’ов чересчур много. Это напрямую влияет на мотивированность игроков и на уровень перфоманса. А со стороны болельщиков плохие результаты выглядят, как «Могут, но ленятся». Музыканты не должны давать один хороший концерт, а на следующий не попадать в ноты – это непрофессионально. Команды должны бороться и сражаться как в последний раз, чтобы было интересно смотреть. Но трудно просить от игроков, чтобы они ходили в бой чуть ли не каждую неделю. А всё остальное время были в дороге и жили в отелях. Это выматывает. А надо ещё и развиваться и восстанавливаться. Запала в таком ритме хватает на полгода максимум. Затем следует неизбежный спад, главной причиной которого я лично вижу эмоциональную вымотанность игроков.

Вот примеры турнирного графика бразильского коллектива  SK, а ныне  mibr, за первую половину 2018 года:

19-28 января – Eleague Major Boston, США
8-11 февраля – cs_summit 2, США
17-25 февраля – Starseries I-League Season 4, Украина
27-4 февраля/марта – IEM, Польша
13-18 марта – WESG World Finals, Китай
18-22 апреля – DreamHack Masters Marselle, Франция
1-6 мая – IEM Sydney, Австралия
15-20 мая – ESL Pro League Finals, США
23-24 мая – Adrenaline Cyber League, Россия
28-3 мая/июня – StarSeries i-League Season 5, Украина
9-10 июня – Moche XL Esports, Португалия
13-17 июня – ESLOne Belo Horizonte, Бразилия
3-8 июля – ESLOne Cologne, Германия
21-29 июля – ELeague Premier, США

14 турниров за полгода, в среднем в месяц больше двух турниров, разбросанных по всему миру. Плюс перелеты, адаптация. К этому списку надо ещё добавить 2 онлайн-лиги: ESL и ECS, которые играются чуть ли не каждый день, когда нет LAN’ов. Как итог – нет результата, нет игры, на которую мы рассчитываем, видя в заголовке тег SK /  mibr. Игроки явно не в форме. Им надо банально отдохнуть и потренироваться пару месяцев.

Плотный турнирный график, сам по себе, может быть не так уж и плох. Главное держать марку и расти. Но тогда логично увидеть правильную расстановку приоритетов. В CS`е каждый год проходят два официальных турнира CS:GO Major Championships. И если организация решила, что нужно посетить 20 турниров за полгода и таким образом набрать форму, то к Мейджерам надо подходить на её пике. И выигрывать их должны сильнейшие.

Но последние 2 таких турнира выиграли  Gambit и  Cloud9. Не хочу сказать ничего обидного в адрес этих коллективов, победы вполне заслуженные. Выиграл тот, кто был лучше именно в тот день. Но объективно есть команды сильнее. То есть проблема в том, что фавориты не смогли подвести себя к двум главным стартам в году в оптимальной форме из-за того, что их просто эксплуатировали на выставках и автограф-сессиях вместо отдыха и подготовки.

Когда смотришь на всю эту ситуацию со стороны, понимаешь, что киберспорт пока ещё не такой профессиональный, как нам бы хотелось. Отсутствие зрелища и интриги, зачастую, убивают весь интерес у болельщиков. Мне бы хотелось видеть меньше турниров, с большими призовыми, с максимально подготовленными командами и качественным Counter-Strike`ом. И если владельцы команд и организаторы турниров хотят нашей любви, то стоит помнить, что «любовь народа непостоянна и переменчива», особенно в играх.